search
main
0

Сможем!

Российское программное обеспечение вполне конкурентоспособно

Как мы уже неоднократно упоминали, аббревиатура СПО – это не только «среднее профессиональное образование», но и «свободное программное обеспечение». Обе темы очень важны, тем не менее в свете грядущего перехода всей российской системы образования с Windows на российское ПО*, более актуальна все же вторая. Поэтому отнюдь не случайно именно эти вопросы обсуждали на прошедшей в конце апреля Всероссийской практической конференции «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды». Ее организаторами выступили компания «Базальт СПО», «Учительская газета» и Московский государственный областной университет, на базе которого в очно-заочном формате и состоялось данное мероприятие.

На самом деле процесс замены (или, точнее, предоставления альтернативы Windows) в школах России начался давно. Как рассказал в своем выступлении генеральный директор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов, еще в 2004 году в школы поступили комплекты отечественных операционных систем на базе Linux и российского программного обеспечения. Чуть позже компания активно участвовала в реализации программы «Первая помощь», в результате чего более 2500 школ страны (что составляет 6% от общего количества) получили порядка 45000 лицензий на операционную систему «Альт Образование». К слову, дистрибутив включает в себя не только саму ОС, но и набор прикладного ПО – единый комплект программ, которые можно применить для разных уровней образования, причем все они совместимы с отечественным ПО из Реестра российского программного обеспечения (для закупок по 188‑ФЗ).

О том, как новые операционные системы внедряются непосредственно на местах, рассказал инженер-электронщик школы №100 Нижнего Тагила Свердловской области Александр Клепалов. Эта образовательная организация открылась в 2019 году, и сразу же было принято решение закупить 48 лицензий ОС «Альт Образование». Оказалось, что система не только совместима с разными комплектующими, но и демонстрирует более высокую производительность по сравнению с Windows 10. В результате был заключен договор с компанией «Базальт СПО», которая на безвозмездной основе предоставила еще 120 лицензий. Конечно же, на начальном этапе педагогический состав школы отказывался переходить с привычных программ. Несмотря на общую схожесть принципов, другое графическое решение интерфейса ставило в ступор учителей, особенно старшего поколения. Тем не менее были и положительные отклики о работе с отечественной ОС, в первую очередь у преподавателей информатики и начальной школы. Именно благодаря их энтузиазму и помощи удалось привлечь внимание к новой системе и разбудить интерес других педагогов. Сработал принцип сарафанного радио. И дальнейший переход с Microsoft Office на LibreОffice прошел достаточно безболезненно.

На человеческий фактор как основное препятствие в освоении отечественных операционных систем и софта указал и генеральный директор ООО «Русньютек» Михаил Луканин.

Рассказывая об опыте оснащения «Альт Образование» школ Тульской области, он отметил проблему некомпетентности специалистов, производящих установку ПО, и нежелание сотрудников учреждений обучаться работе с новым ПО. Также в большинстве случаев были неправильно поставлены цели и задачи в плане работы с базами данных, работы в единоличном пользовании или многопользовательской среде, работы с системой по сети или локально, настройки периферийного оборудования и т. д. Но большинство из этих проблем можно решить, организуя грамотное взаимодействие со службой технической поддержки и хорошо отлаженной системой обучения педагогов.

На конференции было немало сказано о том, что сейчас в России существует замена для подавляющего большинства компьютерных программ, что позволяет решать едва ли не все задачи, возникающие в ходе организации образовательного процесса. Так, например, большой популярностью пользуется российский продукт «МойОфис Образование», который уже сейчас активно применяют в школах, детских садах и колледжах. Он позволяет реализовать единый стандарт взаимодействия ведомств и устранить проблемы различного отображения документов в разном офисном ПО. На данный момент в рамках нацпроекта «Образование» в 762 школы России поставлено 12898 ноутбуков с «МойОфис Образование», подключено 5,5 тысячи учебных заведений по всей стране.

Производит ли Россия собственное IT-оборудование? Вы удивитесь, но у нас есть немало таких примеров. Например, компания «ICL Техно», созданная на базе Казанского завода математических машин, занимается этим уже более 20 лет, а кроме того, является лидером в области IT-аутсорсинга, информационной безопасности, разработки ПО и инфраструктурных решений. Именно она поставляет ноутбуки и интерактивные комплексы для Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерства образования Омской области, Департамента образования Севастополя, Министерства образования и науки Республики Татарстан, а также в образовательные организации Самарской и Кемеровской областей.

За плечами сотрудников новосибирской компании Movavi 16 лет опыта. За это время они создали более 20 продуктов для редактирования видео, аудио и работы с документами. Их разработки пользуются успехом в 200 странах, поскольку понятны пользователям любого возраста. Компания сотрудничает с более чем 4000 образовательных организаций по всей России, предлагая им специальные условия и помогая развивать медиатворчество в образовании. Фактически продукты Movavi – это полноценная замена иностранному софту, необходимому для просмотра и обработки видео и аудио, чтения, просмотра и редактирования pdf-документов и так далее.

Особую гордость вызывают наши проекты в области создания собственных процессоров. Казалось бы, еще совсем недавно всем было понятно, что с такими монстрами, как IBM, Intel, AMD и им подобными, тягаться просто бессмысленно, мы от них отстали навсегда. Но оказалось, что процессоры «Байкал» и «Эльбрус», созданные российской компанией Baikal Electronics, имеют очень неплохие характеристики и вполне конкурентоспособны. Их можно использовать как в моноблоках и мини-серверах, так и в суперкомпьютерах. Конечно, себестоимость этих изделий пока еще довольно высока, но, во-первых, наши процессоры стоят сегодня не на порядки, а всего лишь в 1,5‑2 раза дороже западных, а во-вторых, все зависит от заказов. Если государство примет решение оснастить российские компьютеры отечественными же процессорами, их потребуется производить десятки миллионов штук, что, конечно же, позволит снизить цену.

Довольно интересный доклад представителя компании «Грин­атом» был посвящен централизованному сервису, с помощью которого можно осуществить дистанционный перевод компьютеров той или иной организации с Windows на российские ОС без потери данных и в считанные часы. На данный момент в Челябинской области таким образом переведено 90% компьютеров в органах исполнительной власти. Аналогичные процессы успешно идут в Росатоме и РЖД.

На фоне регулярных сообщений о взломах хакерами баз данных, DDoS-атаках, коварных вирусах и троянах, резко возросшей активности интернет-мошенников сразу же возникает вопрос: а способны ли мы со всем этим бороться? На самом деле да, и довольно успешно. Даже если не брать во внимание ставшую всемирно известной Лабораторию Касперского с его легендарным антивирусом, стоит назвать еще одну компанию – «Акронис Инфозащита». Ее представители подробно рассказали участникам конференции о том, как они помогают предотвратить потерю данных и защитить компьютеры от несанкционированного доступа.

На конференции было немало докладов, в которых сообщалось об опыте разработки IT-экосистемы совместимых решений для образовательных организаций, о правовых вопросах импортозамещения в сфере образования, создании УМК по информатике при переходе на российское ПО, цифровой трансформации профессиональных компетенций педагога, а также о вполне конкретном опыте миграции на российский софт отдельных школ, колледжей и вузов.

И через все выступления красной нитью проходила главная мысль: не надо бояться, на чужом софте и харде свет клином не сошелся, мы и сами многое можем, главное – понимать, что наша страна идет в правильном направлении. Насколько можно судить по докладам, обсуждениям и комментариям, это понимание есть не только у нашего руководства, но и у обычных людей, особенно у молодого поколения.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

*Cм. статью Вадима Мелешко «Закройте «окна», дует!» в №14 «Учительской газеты» от 6 апреля 2021 года.

Опрос

Какова, на ваш взгляд, самая главная проблема, которая на данный момент мешает всем нам начать осваивать российские операционные системы и программные продукты вместо зарубежных?

Михаил КИСЕЛЕВ, генеральный директор компании «Кибертех», Санкт-Петербург:

– Все упирается в лоббирование одной вполне определенной операционной системы в нашей стране. Поэтому другие системы по умолчанию находятся в невыгодном положении и не могут получить распространения. А все остальное вытекает уже отсюда, например, то, что большинство приложений, которые у нас используют, заточено именно под Windows. Разработчики долгие годы были просто не заинтересованы делать кроссплатформенные решения, и вот сегодня мы за это расплачиваемся, в том числе и в образовании.

Инна ТАРОВА, заместитель директора центра СПО Елецкого государственного университета, Липецкая область:

– На мой взгляд, самая главная проблема – совместимость. Например, установленные у нас интерактивные доски SMART работают только под Windows. По крайней мере, нам не удалось их переориентировать на что-то иное.

Владислав НАСОНОВ, заместитель руководителя отдела по работе с партнерами компании Movavi, Новосибирск:

– Мы работаем по всей России и видим, насколько неодинаковые условия в образовательных организациях разных регионов. Одно дело – Москва и Санкт-Петербург, совсем другое – какая-нибудь деревня в Алтайском крае или улус в Якутии. Так вот, в провинции людей четверть века учили работать с Windows, но они до сих пор не вполне понимают, что с ним делать. А тут мы им еще какую-то диковинную систему хотим предложить. У детей же успело сформироваться вполне потребительское отношение к компьютеру, их довольно сложно убедить в том, что переход на российские ОС на базе Linux действительно важен и нужен, они недоумевают, зачем, если весь мир работает именно на Windows и MacOC!

Наталья ТЕР-СИМОНЯН, руководитель учебного центра Ростовского-на-Дону автодорожного колледжа:

– Cамая главная проблема – это финансирование! Образовательные организации от этого очень сильно страдают. Переход с Windows на российские ОС потребует огромных затрат, в том числе на разработку учебной и программной документации, закупку продуктов, поддержку программ, обучение сотрудников, возможно, поиск специалистов соответствующего уровня, готовых настроить в школах, вузах и колледжах системы. Наивно предполагать, что все это будет опять сделано на чистом энтузиазме, даром и в свободное от работы время. А коли так, нужно опять откуда-то брать деньги. И свалить решение этой проблемы на муниципалитеты не получится, слишком уж колоссален объем задач и работ. Государство просто обязано поддержать переход на новые операционные системы, тем более что они именно российского производства.

Людмила БОКОВА, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации Министерства просвещения РФ:

– Я не вижу никаких проблем. Есть всего лишь барьеры, которые надо будет преодолевать. Да, в массе своей люди используют одни ПО и ОС, но теперь надо просто пошагово переходить на другие ПО и ОС, отечественного производства. Более того, этот процесс уже идет, причем успешно, просто не столь активными темпами, как хотелось бы. Я сама на своем рабочем месте пользуюсь именно российскими программами, и мы в нашем институте планомерно переходим на них. А в домашних условиях я продолжаю пользоваться компьютером, который приобрела еще лет 15 назад, и совершенно не заморачивалась, какая система там установлена.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте