«За окном порхают снежинки… Люблю вместе с детьми наблюдать… Тихо, спокойно. «Кристина Александровна, продолжим?» – прерывает звонкий голос Даши. Ах, да. Лекция. «Конечно, продолжаем». Такими словами начала свое эссе участница Международного конкурса педагогов «Образование: будущее рождается сегодня», который проводит Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Кристина ГРИГОРЯН, педагог Дома творчества «Дриада» из города Снежногорска. Сегодня она делится с читателями «Учительской газеты» своими размышлениями о профессии и интересным опытом.
Все же учителем надо родиться. Эту профессию нужно любить так сильно, что уйти на пенсию или, не дай бог, по сокращению смерти подобно. Нам, педагогам дополнительного образования, повезло чуть больше. Мы можем обучать тому, что любим делать руками, – связать, вышить, слепить, нарисовать… Для этого много думать не надо. А вот учить любить литературу, физику, математику – это искусство!
Я помню своего преподавателя по алгебре. Это тот учитель, которого можно считать образцом для всех будущих педагогов. О таких надо рассказывать, писать, петь, снимать фильмы!
Антонина Васильевна не жалела себя. И нас, разумеется. Это талант – преподавать математику: разжевать логарифмы и дифференциалы так, чтобы влюбить в числа, углы и дроби. Только благодаря этому светлому человеку я хорошо сдала ЕГЭ. Никогда не забуду, как, «рисуя» мне пятерку за год в журнале, вздыхая, она сказала: «Это только потому, что я твердо знаю: тебе геометрия не понадобится».
И действительно, как журналисту и педагогу дополнительного образования это мне пока не пригодилось. Мне пригодились ее человеческие качества – любовь к делу, к детям. Жертвовать своим временем во благо маленького человека, а потом смотреть, как всходят в нем семена, заложенные тобой, – вот высшая награда педагогу за его нелегкий труд.
Я учу детей журналистике. Очень тяжело помогать им смотреть на мир открытыми глазами: замечать детали, проникаться ситуацией, ловить мысль… Но наблюдать, как то, что они смогли уловить, потом трансформировалось в личный навык – бесценно.
Я учу детей видеть мир под своим собственным углом, даю им право искать себя и ошибаться.
Я педагог. Я тот, на которого равняются. И это приятно, это по-особенному греет душу…
Меня окружают люди, влюбленные в детей. Только учитель может так искренне верить в ребенка! А как умеют учителя радоваться успехам детей! «Мой ребенок занял первое место!» Понимаете? «Мой» – это слово, которое помогает определить, настоящий ли ты педагог. Каждый ученик – это «мой» ребенок. Как собственный. Ты видишь его характер, ты знаешь его проблемы. Какое наслаждение – получать отдачу! Чувствовать, что тебя принимают за своего, делятся с тобою тайным и сокровенным. Просто находиться рядом, быть в трудную минуту, подставить свое плечо, выслушать и помочь – это то, что делает нас еще и друзьями.
Я бы сказала, что учительская работа подобна цветку: семена дают всходы – свежие зеленые стебли – и наконец бутоны… Бутоны – это наши любимые ученики, которые расцветают и радуют нас, излучая счастье и красоту. И самое прекрасное – то, что уже взрослые, познавшие жизнь люди всегда помнят те первые уроки, что им дали педагоги. И возвращаются с благодарностью. Всегда.
Комментарии