Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

СмоРодина. Как передать любовь к родной земле?

УГ - Москва, №37 от 13 сентября 2016. Читать номер
Автор:

​О чем вы думаете, когда слышите слово «смородина»? Быть может, о вкусной и полезной ягоде? Все верно! Но это замечательное название носит еще и прекрасный московский детский коллектив, который образован в 2011 году на базе средней общеобразовательной школы с этнокультурным русским компонентом образования №1148 имени Ф.М.Достоевского. А руководит ансамблем народной песни «СмоРодина» Галина Александровна Скворцова – педагог дополнительного образования, лауреат Фестиваля художественного творчества педагогов дополнительного образования детей города Москвы в номинации «Мастер-виртуоз»; финалист городского конкурса «Педагог года Москвы»-2016, лауреат всероссийских, городских и окружных конкурсов, победитель профсоюзного отборочного тура Московского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы»-2016, победитель Московских чтений, Фестиваля методических идей-2016.

Ансамбль появился в школе №1148 не случайно, ведь в широком понимании школа имени Ф.М.Достоевского является образовательной системой, включающей в себя различные обучающие, развивающие, воспитывающие направления деятельности.Деятельность школы направлена на преодоление этнической обособленности и воспитание культуры межнационального общения при консолидирующей роли русского языка как базового языка образовательного процесса. Статус школы обязывает и позволяет соединить изучение народных традиций и русского языка с развитием межкультурного подхода к вопросам воспитания и обучения детей и молодежи в соответствии с современным уровнем и потребностями социальной среды. В основу воспитательной концепции школы заложены идеи возрождения русского народа, национального достояния российского государства, историко-культурного наследия русского народа, мировой культуры, нравственного здоровья нации. К актуальным проблемам относятся: воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям России, к русскому языку, создание условий для формирования общероссийской (гражданской) и московской (культурной) идентичности. Сегодня как никогда в воспитании выделяется идея духовного воспитания личности, подвижничества, милосердия, сохранение физического и духовного здоровья нации.Занятия в коллективе «СмоРодина» способствуют воспитанию и развитию культуры личности путем приобщения к национальным духовно-нравственным основам русского народа.В основе содержания и структуры программы лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности.Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление, как эстетическое преображение реальности. Главное место в фольклоре принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражены жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора ученики приобщаются к истории и культуре своего народа, растут духовно, у них развиваются философские взгляды на жизнь.Имея возможность проводить занятия ансамбля на базе школьного музея народного творчества, уделяется большое внимание предметно-практической деятельности, которая способствует формированию знаний по истории России, ее культуре и традициям, что дает осмысление и передачу особенностей манеры исполнения народных песен, исполняемых ребятами. Реализуется принцип гармонии традиций и инноваций за счет синтеза традиционной фольклорной музыки с современными аранжировками.Репертуар изучаемой программы включает в себя разнохарактерные, разножанровые песни, передающие любовь к родной земле, к природе, к истокам национальной культуры, уважение к окружающим людям, прививающие доброжелательность, милосердие и сострадание, культуру общения, чувство юмора и жизнерадостность.Приоритетное внимание уделяется специфическим детским видам деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, танцевальной, культурно-досуговой. Музыкальный фольклор гармонично объединяет в себе слово, напев и движение, это создает условия для максимального позитивного проявления и самовыражения личности, направленного на духовное самосовершенствование и нравственное развитие.Ансамбль народной песни «СмоРодина» принимает участие в организации и проведении культурно-массовых мероприятий и праздников не только школьного, но и районного, окружного, городского уровня, таких как осенние праздники, Святки, Рождество Христово, Масленица, Пасха, общественно-патриотические акции «Самый большой флаг России», «Бессмертный полк», «Делай добро», «Покорми птиц зимой» (организованные партией «Единая Россия»), Московская открытая научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: модели и технологии», международная выставка «Формула рукоделия», культурно-спортивная программа социально значимого проекта города Москвы интерактивной выставки детского досуга и семейного отдыха «Спортлэнд», эко-фестиваль «Вторая жизнь вещей», праздники в усадьбе Деда Мороза в Кузьминках и другие, что развивает организаторские и коммуникативные способности, чувство ответственности и самостоятельность, учит работать в коллективе, стремиться вместе достигать общих творческих целей. Уже школьной традицией стали организация и проведение фестивалей, а именно Фестиваля детского и юношеского творчества «Дружбоведение», фестиваля «Душа моя – Россия», Международных Рождественских образовательных чтений, Международных Достоевских чтений. В фестивалях принимают участие не только ребята ансамбля, но и все классы школы, что для современных детей имеет большую общественную значимость.Опыт работы в области повышения качества образования и воспитания представлен в многочисленных журналах и сборниках, таких как журнал «Народное творчество», «Чудеса и приключения детям», «Мурзилка», «Возрождение традиций духовно-нравственного воспитания в едином образовательном пространстве современного комплекса: детский сад – школа» Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования, журнале «Расти, первоклашка» (статья «Пение – избавление от заикания»).Несмотря на столь юный возраст, ансамбль является лауреатом фестивалей и конкурсов: Пятого Международного литературно-музыкального фестиваля дружбы народов «Белые журавли России», Международного конкурса военно-патриотической песни «Вальс Победы», Всероссийского конкурса «Музыкальная дорожка», Межрегионального конкурса «Журавли надежды», II Московского фестиваля молодежных субкультур «Территория свободы – молодежь без наркотиков», Всероссийского инклюзивного фестиваля детского и юношеского творчества «Л.И.Ф.Т.» («Любовь. Искусство. Фантазия. Талант.»), международного конкурса детского творчества «Славянский калейдоскоп»; фестиваля «Эстафета искусств», Первого открытого фестиваля – конкурса юных дарований «Рейс «Москва – Мечта 2013, 2014», летнего городского фестиваля «Лучший город земли».Выступления коллектива были неоднократно отмечены московскими журналистами. Ансамбль ежегодно выступает на известных площадках Москвы – в Доме журналистов, Доме композиторов, Доме литераторов, на концертной площадке фестиваля столичной прессы, организованного Союзом журналистов Москвы. В прошлом учебном году был приглашен на съемку передачи «Поле чудес» в качестве профессионального коллектива. Выступая на различных мероприятиях, ученики демонстрируют свои успехи родителям и одноклассникам, что обеспечивает позитивную мотивацию дальнейшего обучения. Кроме творческих поездок, руководитель коллектива устраивает для детей всевозможные экскурсии, походы, «огоньки» с чаепитием и танцами. Ребятам и их родителям очень нравится выезжать с коллективом, поэтому возникла потребность продолжать занятия и в старших классах. В наступающем учебном году по просьбе родителей дети будут обучаться игре на различных музыкальных инструментах, таких как баян, балалайка, гитара, ударные.Пожелаем «СмоРодине» дальнейших творческих успехов, и пусть в ансамбле народной песни будет больше вкусных и спелых «ягодок»!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту