search
main
0

Смерть, жизнь и любовь Что об этом думают ваши дети?

Для чего учитель приходит в класс? В чем находит он моральное удовлетворение? Светлана САФРОНОВА, преподаватель русского языка и литературы из Кызыл-Озекской средней школы Майминского района Республики Алтай, отвечая на этот вопрос, привела слова философа Д.Джампольски: “Все, что я даю, так или иначе возвращается ко мне. Даю же я сейчас то, что хочу получить взамен”. Иначе: чтобы душа педагога не сгорала прежде времени, он должен отдать свои силы детям и получить что-то взамен. Я не имею в виду достойную заработную плату. Она, безусловно, должна быть. Я о замкнутом круге, который образуют учитель и его ученики на каждом уроке. В фольклоре народов Кавказа, рассказывала Светлана, есть сказки о том, как из громадной семьи ушло счастье. Потому что каждый стал думать только о себе. Мораль, которую извлекла из этой истории Светлана, – учительское счастье может быть только общим с детьми.

Конечно же, педагог всегда должен вести за собой учеников, но при этом создавать такую учебную психологическую ситуацию, при которой дети просто обязаны давать силы учителю. Это возможно, если на каждом уроке литературы давать детям понятия о нравственных ценностях. Ведь то, что они отдадут друг другу, родителям, педагогу, должно быть только осознанным поступком. В доказательство Светлана приводит фразу Фазиля Искандера: знания должны увеличиваться у ребенка одновременно с его добротой. Очень важная мысль! Но чему можно учить детей сегодня, каким нравственным ценностям, рассуждала Светлана на самоотчете перед членами жюри: “Нас и наших детей окружил духовный вакуум! Теракты, война в Чечне, кровь по телевидению и на страницах газет. Вот я и говорю своим ученикам: “Не случайно еще в глубокой древности философы и ученые поднимали свой голос в защиту гуманизма. Сегодня же надо посмотреть на жизнь с такой стороны: каковы последствия наших поступков? Ответов может быть множество. Вины человеческой много. Но если будем говорить о совести в человеке, мы, может быть, и не предотвратим войны, но сумеем смягчить ее последствия”.
Вот и ставит Светлана нравственные ценности в центр своих уроков литературы. Пусть она в этом неоригинальна – все равно считаю, что ее конкурсный урок в седьмом классе московской школы N 1197 удался. Светлана разбирала с семиклассниками рассказ Василя Быкова, повествующий о старике, двадцать пять лет ждавшем возвращения своих детей с фронта. Вечерами на берегу реки он зажигал огонь – младший сын плохо видел и мог сбиться с пути. Но пришел злой человек, “трезвый реалист”, и закричал на старика, жившего одной только надеждой: “Не придут они! Не жди напрасно!”. О последствиях этого поступка и говорила с ребятами Светлана.
Ведь если не беседовать на эти темы, не разговаривать о сложных жизненных ситуациях, если отсылать ребят все время только к книгам, вырастут “книжные дети”, неспособные привязать “мораль” литературного произведения к тому, что их окружает. Дети, для которых реальность будет похожа на сон среди бодрствования.
Из каждого изучаемого произведения Светлана вытаскивает заветную “ниточку”, которая позволяет привязать книгу к жизни конкретного ребенка.
Правда, член жюри, учитель года России-94 Михаил НЯНКОВСКИЙ засомневался: “А если в произведении вроде набоковской “Лолиты” нет ярко выраженных нравственных ценностей?” Сафронова не растерялась: “Отсутствие ценностей может стать поводом для того, чтобы прийти к ним вместе с детьми”. “А ваши нравственные ценности?” – “Ответственность превыше всего”. И хочется согласиться со Светланой. Потому что детские психологи говорят нам: “Главное отличие взрослого от ребенка – ответственность первого”.
Учитель истории из средней школы N 13 Махачкалы Республики Дагестан Вадим МАМЦЕВ говорил как будто о другом, но на самом деле тоже об ответственности. “Как учить, чтобы остаться порядочным человеком?” То есть что надо рассказывать детям об историческом опыте своего народа и о современности, чтобы не покривить душой? На историю столько разных точек зрения! Кроме того, все люди изучают историю. Отчего же одни вырастают мракобесами, а другие – прогрессистами и героями? А ведь учитель должен соблюдать еще одно очень важное условие – не навязывать детям свое мнение. Вадим в одном не согласен со Светланой – в том, что учитель всегда правильно указывает нравственные ценности. “В современной школе ценностный подход к знаниям невозможен или неэффективен”. Однако, ощущая свою ответственность перед детьми, Вадим хочет научить ребят ответственному отношению к родной истории. Это не общие слова. Делает он это так. Дает разные точки зрения на то или иное событие и просит учеников самим разобраться: какая наиболее справедлива. Потому что история, на его взгляд, всегда субъективна.
Пожалуй, он прав. Но права и Светлана. Исторический материал все-таки отличается от художественного произведения. Кажется, оба о жизни. Но первый более политизирован и, значит, подвержен более частой переоценке. Вот тут и может пригодиться ученикам и педагогам их ответственность: они сами должны решить, какая оценка событий и нравственных ценностей послужит в конечном итоге выживанию человека и человечества, сохранению мира в стране и на земле, развитию личностей.
Ведь и тогда, когда Светлана просит учеников рассуждать над судьбами героев литературных произведений, и тогда, когда Вадим отказывается от учебника и приносит на урок, как рабочий материал дискуссии, документы, оба превращают ребенка из объекта педагогики в субъект. И, значит, учат его способности отвечать за себя, за близких, за страну.
Интересен был и урок Елены ИЛЬИНОЙ из 57-й школы города Прокопьевска Кемеровской области. Ее задача, рассказывала Елена, через ребенка в классе воздействовать на социум большого мира. Ведь наше общество изрядно одичало: притупилось чувство сострадания, не стыдно быть необразованным. На первый план вышло умение зарабатывать деньги. По наблюдениям самой Елены, которая работает в лицее с будущими журналистами и филологами, многие дети не понимают стихи. У них нет потребности в классической музыке, они не способны выразить свои мысли. Елена помогает детям связать в единый ассоциативный ряд музыку, поэзию и живопись. Ведь само слово “ассоциация” в переводе с латыни означает “связь между различными психическими образованиями”. Это и есть путь формирования интеллекта, одухотворенности: самостоятельное мышление на базе глубокого изучения художественных произведений. Тут Елена совершенно согласна с преподавателем литературы Евгением Ильиным, который говорил, что урок должен развиваться по принципам творчества. Только такой урок и способен окрылить ребенка.
Младшие дети лучше воспринимают картины и музыку, нежели прозу. Елена просит их, послушав музыку, выразить потом на бумаге свои ощущения. Так она развивает и речь детей, и их образное мышление. Если один из концертов Чайковского напоминает ребенку лишь мышку, которая бежит от кота, Елена понимает, что его внутренний мир беден, с ним надо много работать.
Старшеклассники проводят более зрелые ассоциации. Образ Катерины из пьесы Островского “Гроза” они связывают с народной песней “То не ветер ветку клонит…”. Татьяну Ларину – с “Лебедем” Сен-Санса. Такие музыкальные “пары” подбираются к каждому художественному произведению, изучаемому на уроках. И каждый раз обсуждение: почему всплыл именно этот образ? Развивается речь – развивается мышление. Развивается мышление – развивается речь.
Но можно принести на урок и портреты. Например, портрет Достоевского работы Эрнста Неизвестного и портрет, написанный Корсаковой. И порассуждать: кто из художников вернее передал характер сложной, философской натуры Федора Михайловича.
В поэзии же сплошь ассоциации. Она очень трудна для изучения. А не выстроишь эти ассоциативные ряды, не поймешь замысел поэта. Елена просит детей приносить на урок и свои стихотворения. Пусть они несовершенны, зато очень показательны. Если в стихах какой-нибудь девочки мелькнет: “Я хочу умереть…”, значит, надо работать с ней больше, чем с другими.
Елена говорила о том, что важнее всего на уроках литературы: “Воспитание ребенком своей души. Это должно стать привычкой”. Жюри спрашивало: “Мир писателя субъективен. Мир ребенка тоже. Как же их связать воедино?” Елена отвечала: “Важно подвести детей как можно ближе к замыслу писателя. В его историческом времени”.
Конкурсный урок Елены проходил в десятом классе. Она взяла рассказ Бунина “Часовня”, небольшую лирическую поэму в прозе о том, как дети в летний день заглядывали в темное окошко часовни, о чем они при этом думали и о чем говорили.
– Раскроем текст, – начала свой урок Елена. И зазвучала музыка Баха. В ней было все: и желтизна сгоревшего от солнца поля, и зной, разлитый в воздухе, и даже тайна жизни и смерти. Под музыку Елена и прочитала рассказ ребятам. И, знаете, сила его воздействия возросла в десятки раз! Музыка заинтересовала рассказом, раскрыла художественные образы и сделала их незабываемыми!
Как всегда, речь у Бунина шла о смерти, жизни и любви. Там, в гробах, в глубине мрачной часовни, лежали старики и среди них один молодой “дядя”, который умер, потому что застрелил себя. “Когда люди сильно влюбляются, они всегда стреляют в себя”.
Но не прямо о грехе самоубийства заговорила Елена с десятиклассниками. Сначала она вывела их на размышления о выборе человека между жизнью и смертью. Этот выбор – дорога к небесам или… в ад. И вот если изобразить этот выбор, рассуждала Елена вместе с ребятами, то можно нарисовать крест. Крест – символ многомерности пространства. Хотелось нарисовать и круг. Круг – символ замыкания жизни, ее бесконечности, но только для того, кто способен нести по жизни тяготы своего “креста”. Кто, полюбив, не стреляется, кого сила любви не разрывает на части и не бросает в ад. В общем, на уроке шел очень важный разговор. Ведь даже религиозный человек имеет право выбора. Бог создал человека свободным. Но почему линия “жизни”, круга кривая? Да потому, что она никогда не идет по прямой, ровно и гладко, говорила Елена. Найди в себе силы нести свой крест!
Во второй тур конкурса вышли учитель начальных классов Шапкинской средней школы Тамбовской области Любовь МАНАЕНКОВА и заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и граждановедения средней школы N 24 Брянска Татьяна СИДОРОВА.
Успех урока природоведения Любови Александровны в том, на мой взгляд, что она сумела в короткий срок найти много форм работы с учениками, разговорить второклассников, вызвать в них желание работать с незнакомым учителем. Искали различия между деревьями, кустарниками, травой и цветами, но успели и физкультурой позаниматься.
Мой вывод: городские дети плохо знают природу своей местности. А жюри задало свой вопрос: “Каким должен быть уровень познаний учителя на уроке?” Любовь Александровна ответила: “Конечно, несколько выше учебника. А иначе зачем детям учитель?” И было заметно, что ее-то, сельские, дети с природой края знакомы очень хорошо. Просто был построен урок Любови, но убедительно. Она вполне подтвердила высказанную на собеседовании мысль Сухомлинского о том, что обучать, не воспитывая, невозможно. Любовь Манаенкова говорила нам: “Школа начинается с любви”. А что такое эта любовь – как не требование педагога к самому себе – полюбить даже того ребенка, который пока не любит тебя, учителя. По логике Манаенковой, именно любовь учителя и родителей к детям возбуждает в них любовь к взрослым, а не наоборот. Взрослые ведут по жизни младшее поколение. И покуда мы следуем этой традиции, школе не обойтись без учителя-воспитателя.
Татьяна Сидорова принесла на урок свою книгу “Мое действие – мой выбор”. По этой книге ребята учатся разрабатывать собственные социальные проекты. В сущности, в брянской школе детей воспитывает сама жизнь. “Образование бесполезно, – считает, Татьяна, – если человек несамостоятелен”. Например, проект “ПИР” заставил ребят поломать головы над праздниками и играми для ребят, которых труднее всего свести вместе и сделать коллективом, потому что они не ходят в детский сад. А сейчас ученики Татьяны Джоновны взяли шефство над комнатой для трудных подростков. “А эффективность?” – допытывалось явно заинтригованное жюри. “Я хочу быть оцененным”, – говорят наши дети. Теперь они судят друг о друге по добрым поступкам. Но главное – мы сделали свою школу привлекательной. Ведь, знаете, какими были наши дети раньше? Трудными…” Были. Раньше. Пожалуй, права была Светлана Сафронова, когда говорила, что счастье бывает только общим. Общим с учениками.

Ирина РЕПЬЕВА, специальный корреспондент “Учительской газеты”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте