В Московском государственном психолого-педагогического университете провели исследование причин профессионального выгорания педагогов. Выяснилось, что решающими факторами являются вовсе не сложности в работе с детьми.
Основной причиной выгорания в своей профессии опрошенные женщины-педагоги назвали не возраст и сложности с учениками, а токсичные отношения в коллективе. В исследовании, проведенном МГППУ, участвовали учителя в возрасте от 23 до 62 лет со стажем работы в школе от года. Как показали результаты, неудовлетворенность и желание сменить место работы чаще бывают вызваны взаимоотношениями с коллегами, дефицитом уважительного отношения к себе. Об этом сообщила четверть опрошенных, а 40% респондентов отметили низкую степень защищенности от публичного унижения, угроз в свой адрес либо от принуждения делать что-то против своей воли.
Те, кто замечает у себя признаки выгорания, вместе с ними, чаще других своих коллег, замечает также появление хронических заболеваний и усталости. Опрос опроверг прямую зависимость интенсивности профессионального выгорания от возраста респондентов: учителя с любым опытом работы имеют равную степень риска.
Как рассказал декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ Дмитрий Деулин, психологически нездоровая атмосфера в педагогическом коллективе снижает чувство безопасности у педагогов и способствует эмоциональному истощению. Психологическая обстановка в школе в значительной степени зависит от действий администрации – ведь именно она организует работу в школе и способна принуждать педагогов. Эмоциональное истощение вызывается наличием психотического насилия на работе, которому сотрудник не может противодействовать. Как показало исследование, негативное отношение к своей профессии появляется у респондентов при равнодушии коллег и ощущении безуспешности.
Как пишет ТАСС, специалисты МГППУ заключили, что необходимо установить взаимосвязь между безопасностью среды в коллективе и профессиональным выгоранием педагогов. Это позволит проводить психопрофилактику и психокоррекцию такого синдрома. Профессиональное выгорание выступает клиническим синдромом, однако безопасность образовательной среды является состоянием, зависящим от условий, которые можно менять.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что в МГПУ откроют Консультативно-диагностический центр для взрослых с дислексией. Ученые и практикующие специалисты станут проводить очные бесплатные консультации для людей в возрасте от 16 до 65 лет и составлять для них «дорожные карты».
Комментарии