search
main
0

Смелыми не рождаются, смелыми становятся. Работа, которая не приемлет фальши

Попасть в десятку лучших классных руководителей России очень и очень нелегко, потому что почти в каждой, даже сельской, школе всегда найдется тоже достойный, а в крупной и не один. Поэтому все участники Всероссийского конкурса «Воспитать человека» в номинации «Классный руководитель» показали себя первоклассными мастерами, достойными призового места. Среди них и Азат Шарафутдинов из Уфы. Он о своих учениках рассказывает с таким восхищением и теплом, как может только хороший отец рассказывать о родных детях.

Азат не сразу вписался в школьную жизнь. Он был совсем не похож на сложившийся стереотип школьного учителя. Обычно это женщина в строгом костюме, с аккуратной прической. И вдруг появился он – длинноволосый, в потертых джинсах и с репутацией прожженного туриста-водника. Такого суперсовременного педагога в гимназии №65 г. Уфы еще не видели ни педагоги, ни ученики.

Среди коллег он явно был чужим. И у Азата нередко возникала мысль: уйти. Но к концу первого года учительства эта мысль покинула его. Дети привязались к новому педагогу, ходили за ним дружной стайкой. И тогда Азат понял, что он для ребят не только учитель, а еще и друг, советчик, а для кого-то и старший брат. Понял, что и сам не может жить без этих доверчивых, осторожных и напористых, не всегда предсказуемых девчонок и мальчишек.

А через год Азату доверили классное руководство. И для него это была большая радость. Еще бы – у него столько накопилось педагогических идей, и вот теперь его дети будут самыми воспитанными, самыми послушными, самыми любознательными и увлеченными.

Но с самого начала пришлось убедиться, что его пятиклассники – народ совершенно неуправляемый. Уже второго сентября посыпались как из рога изобилия жалобы на его питомцев.

С самого утра Азата Ришадовича ждал рассерженный отец одной девочки, которую побил одноклассник. Не успел он разрешить этот конфликт, как к нему буквально примчалась завуч и сообщила: ваши ученики во время урока опрокинули кактус, цветочный горшок разбили, а затем на перемене устроили перестрелку, «порохом» послужила рассыпанная земля. Азат не знал, как реагировать, как утихомирить, образумить расшалившихся ребятишек.

Во время урока истории зашел в свой класс. Дети сидели тихо, не шелохнувшись, будто не на них жаловались, будто не они наделали столько шума, напроказничали. Эта тишина неожиданно была нарушена еще одним происшествием. Азат уже пошел к выходу из класса, как шкаф для одежды с шумом распахнулся и из него выпал улыбающийся Артур. Ребята затолкали его туда перед уроком. Обычно классные руководители в таких случаях прибегают к общим или индивидуальным беседам. Азат не стал исключением. Однако скоро убедился, что «кнут» и «пряник» – методы негодные. Вместо этого требуется человеческое отношение к любому ребенку, к любому его поступку.

Поначалу многие его воспитанники нередко мешали учителям вести занятия, а на переменах устраивали потасовки. Первенствовал в этом гиперактивный Эдик. Учился он тоже плохо. «Тут без помощи родителей не обойтись», – подумал Азат и отправился к Эдику домой. Мальчик жил с матерью и грудной сестренкой в маленькой комнатке. Еще был приходящий отец, но, как правило, всегда пьяный.

Мать, узнав о цели визита, тут же схватила ремень и начала «воспитывать» сына, рассказывая при этом о своей тяжелой женской доле. Азат решил больше не бывать в этой семье и самому позаботиться о мальчике.

– На другой день Эдик мне отомстил, исправив на стенде известный призыв вождя пролетариата к учебе на побуждение к действию в туалете. Для директора это был настоящий шок, но я обещал обязательно разобраться и принять меры, – вспоминает Азат.

Когда он пришел к своим ребятам на урок, то заметил, что Эдик сидел красный, как ошпаренный рак. Азат сделал вид, что не знает, кто это сделал. После урока он задержал мальчика и сказал: «Я не выдам тебя директору, хотя, пойми, сделать мне это очень нелегко, тем более что многие догадались, кто автор этого «изречения». И все. Этого было достаточно, чтобы Эдик начал меняться. Со временем он стал помощником Азата.

Азат Ришадович нашел увлекательное занятие для своих воспитанников. Это туризм. Начинали с пеших путешествий. Обошли почти всю Башкирию и соседнюю Челябинскую область. Ребята открыли для себя необыкновенной красоты места, узнали много интересного из истории родного края. Однажды, когда ему задали обычный вопрос: «Когда мы снова пойдем в поход?», Азат загадочно улыбнулся и сказал: «Скоро, – а потом добавил, – не пойдем, а поплывем». Это был следующий этап развития туризма в его классе. Теперь уже на катамаранах они бороздили башкирские реки, которые несут свои воды в главную водную магистраль – реку Белую.

Классный руководитель, который любит ходить по горам и рекам, менять городскую суету на походы в лес, вовлекать подростков в романтические приключения, петь под гитару у костра – предел мечтаний любого подростка, так что сегодняшним девятиклассникам гимназии №65 г. Уфы повезло.

Туризм помог Азату сплотить класс. Хотя, конечно, это был не быстрый процесс. Ведь среди городских детей не так много тех, кто умеет в походной жизни обустроить свой быт, выходить из нештатных ситуаций. И у Азата в классе были ребята, в том числе и мальчики, которые ждали, когда все за них сделает учитель.

Он хорошо помнит самый первый трехдневный поход, своих пятиклашек-«единоличников», которые, усевшись в отдалении ото всех, ели принесенные с собой вареные яйца и бутерброды. Утром Азат сказал юным путешественникам: «Не забудьте заготовить дрова для костра». А они тут же забыли. Тогда он решил научить их туристской мудрости: «Без дров – ни тебе завтрака, ни обеда, ни ужина, да и обсушиться негде в случае дождя». Весь день ребята играли в футбол, а вечером слушали музыку, а про дрова так никто и не вспомнил. Наступила ночь, пора разжечь костер, а дров нет. Азат дал им тусклый фонарик, и они побежали искать сухой валежник. После этого случая мальчики поняли, что о топливе, а значит, и о тепле и пище, надо заботиться заранее, чтобы не бродить по ночному лесу. Сейчас эти подростки, став бывалыми туристами, учат тому, чему сами научились за пять лет, младших ребят, которых Азат тоже берет с собой в поход.

– Работа классным руководителем не приемлет фальши, стандартных решений и консерватизма. Как мужчина-воспитатель, я стараюсь не стареть телом и душой, учиться самому у своих питомцев. Ведь школа в памяти каждого останется на долгие годы, и какими будут эти воспоминания, зависит от меня и моих стараний.

К сожалению, не все ребята тянутся к новому, неизведанному, учатся принимать самостоятельные решения, особенно дети из неполных семей. И если мальчиков будут воспитывать только матери и учителя-женщины, то из них получатся женоподобные мужчины. И тогда эпоха мужчины-защитника, отважного рыцаря, мастера на все руки, умеющего справляться с трудностями, уйдет в небытие.

В классе Азата неполных семей, где мужское влияние часто полностью отсутствует, половина. Вот классному руководителю и приходится восполнять недостаток мужского влияния. Мальчиков он учит всяким мужским премудростям в туристическом кружке, в баскетбольной секции, которую у них ведет.

Для девочек у него своя методика воспитания. Прежде всего вести себя по отношению к ним по-джентльменски, чему и мальчиков учит. Он умеет их слушать, умеет вызвать доверие. И они идут к нему, когда необходим совет взрослого, отеческий совет, когда переживают какую-то неудачу, кажущуюся крахом всего. Был случай, когда пришла к нему девочка, рыдая, она рассказывала, что ей очень плохо, что не хочется жить и что она готова вскрыть себе вены. Азат не только нашел слова утешения, но и как мудрый психолог помог ученице посмотреть на все происходящее с ней со стороны, будто все происходит не с нею, а с кем-то еще.

Показал ей, что жизнь ее только начинается, что где-то есть замечательный город Париж, в котором она еще не была, где-то за океаном, в Нью-Йорке, ее ждет университет, в котором она вполне может учиться, потому что умна, отлично учится, многим интересуется.

Его воспитанники хорошо знают, что они не одиноки в своих проблемах, и если даже их не поддержат, не поймут дома, их поймет, поддержит классный руководитель, которому не безразлична их жизнь, их переживания, который их любит. Он учит обходить острые, порой опасные пороги не только во время водных путешествий, но и в жизни.

Азат старается вдохновлять детей на успех, для достижения которого нужны целеустремленность и воля. И они, самые обыкновенные ребята, под его руководством, при его поддержке становятся лидерами. У Азата есть своя, разработанная им концепция воспитания настоящего гражданина не только России, а и гражданина Мира. Для этого, считает он, надо вырастить людей долга и чести, ответственных, обязательных, физически и нравственно здоровых, терпеливых, устойчивых к стрессу, коммуникабельных, умеющих договариваться, способных решать нестандартные задачи.

Именно такими старается Азат вырастить своих питомцев. Как-то, наблюдая, как ловко, мастерски работает по устройству походного лагеря самый младший участник сложного маршрута, он сказал: «Вот именно такие мужчины и нужны стране».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте