В Ростове-на-Дону состоялся двухдневный установочный семинар «Теория и практика создания сети учебных кружков» для лидеров районных, городских и первичных организаций отраслевого профсоюза. Для его проведения Ростовский обком пригласил в гости коллег из Тульской области и специалистов Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Несмотря на то, что во многих регионах профсоюзные кружки стали уже «старожилами», интерес к ним не угасает. Напротив, российско-шведский проект оказался отправной точкой в развитии инициатив, направленных на дальнейшее совершенствование профсоюзной работы.
На итоговой конференции российско-шведского проекта, которая проходила в сентябре в Москве, встретились представители 18 регионов, активно применяющих кружковое обучение. Почти столько же территорий «постеснялись» предъявить свой опыт, полагая, что своих наработок у них пока маловато и сначала нужно оценить ход реализации проекта самим, а уж потом предъявлять результаты на суд зрителей. Наверное, они правы. Тем более что итоговая конференция не поставила жирную точку на проекте, а напротив, стала стартом в поиске новых форм работы по мотивации, обучению и информированию членов профсоюза.
На конференции помимо опытных лекторов из Брянска, Тамбова, Читы, а также Башкортостана и Нижнего Новгорода свои наработки представили кружковцы из других территорий. Так что теперь все, кто соседствует с организациями – участниками конференции, могут смело приглашать их специалистов для проведения семинаров по созданию учебных кружков. И поверьте, к вам приедут настоящие профессионалы.
Первый опыт такого обучения продемонстрировали специалисты из Тульской областной организации профсоюза на семинаре для ростовских коллег. В команду лекторов вошли: «идеолог» – координатор проекта от ЦК профсоюза Елена Елшина, «организатор» – заместитель председателя Тульского обкома Ольга Ларичева и «исполнитель» – председатель профкома школы №11 города Щекино Тульской области Инесса Калистратова. Это позволило осветить вопросы реализации проекта со всех сторон – от идеи до практического воплощения. И, конечно, чрезвычайно полезным стало присутствие в команде психолога Ольги Ольховой, зав. отделением индивидуального и социального развития «Валео-центра», члена президиума профсоюзной организации Зареченского района Тулы, которая помогла участникам настроиться на эффективное сотрудничество, создать атмосферу доверительного общения и комфорта.
Несмотря на то, что первые профсоюзные кружки в Ростовской области уже начали действовать, тульские коллеги, опираясь на свой опыт, сумели предложить много нового и интересного участникам семинара.
Приятной неожиданностью для слушателей стал необычный характер работы, который задали преподаватели, отойдя от традиционной формы обучения в виде лекций. Большая часть занятий прошла в команде, группе единомышленников, умело сформированной психологом Ольгой Ольховой. Такой вид учебы, как объяснила тульский специалист, называется «семинар с погружением». Он предполагает отказ от пассивной для обучающихся схемы «оратор – слушатели» и состоит в основном из деловых игр, решения ситуационных задач, разработки учебных проектов. Заданный в начале занятий легкий, товарищеский, творческий характер работы сохранялся все два дня проведения встречи. Елена Елшина подробно рассказала слушателям о зарождении и развитии российско-шведского проекта, сформулировала его цели и связанные с ним ожидания. Количество территорий, включившихся в проект, растет с каждым годом. Людям оказался близок неформальный характер кружков, дающий возможность совмещать общение с получением полезных практических знаний. Ольга Ларичева познакомила участников семинара с методическими аспектами организации кружков, подготовки их руководителей. Равенство и демократия, опыт и сотрудничество, свобода и право ставить собственные задачи – основные принципы, на которые опирается кружковая работа и которые обеспечивают этому проекту большую популярность в педагогической среде. Большую роль в создании и развитии кружков играет человеческий фактор. Без умелого организатора кружок не сложится, особенно сейчас, когда учебная нагрузка педагогов не очень располагает к свободному времяпрепровождению.
Практик кружковой работы Инесса Калистратова провела для ростовских коллег мастер-класс, представляющий собой заседание кружка по одной из актуальных тем. Справедливости ради следует сказать, что не только гости, но и хозяева делились своими ноу-хау и вырабатывали в ходе тренингов и ролевых игр нестандартные предложения по вовлечению молодежи в ряды профсоюза, проведению специальных мероприятий, заключению коллективных договоров. Интересную идею, например, выдвинул Игорь Лалетин, председатель Шахтинской городской организации профсоюза. В целях повышения статуса первичек Игорь Николаевич предложил заключать договор о сотрудничестве между территориальной организацией и вступающим в профсоюз работником образования – договор, где были бы прописаны права и обязанности сторон. Конечно же, идея вызвала много вопросов к автору. Не отпугнет ли излишний «бюрократизм» потенциальных членов профсоюза? Что будет с теми, кто не выполнил условия договора? Кому это выгодно – рядовым учителям, первичкам или профсоюзным функционерам? Безусловно, все это требует серьезного обсуждения. Но верно и то, что такой договор может повысить значимость первичной организации, позволит изменить потребительское отношение к профсоюзу и установить меру ответственности каждого за выполнение общего дела. Участники семинара пришли к выводу, что идея интересная, а вот принесет ли она пользу профсоюзу и его членам – покажет практика. И решили, что для начала стоит написать проект и апробировать его в отдельно взятой организации, а там, как говорится, видно будет…
Наверное, это разумно. В профсоюзные кружки и результативность их работы поначалу тоже многие не верили. Но за 12 лет проект благодаря нашим активистам доказал свою эффективность. Инновационные формы обучения, которые раньше применялись исключительно на дорогостоящих тренингах для сотрудников коммерческих структур, теперь используются в нашем профсоюзе и доступны простым учителям.
Я сейчас выступаю не в защиту кружковой работы или конкретной идеи Игоря Лалетина. А в защиту всех смелых, нестандартных начинаний и проектов, которые поначалу кажутся «бредовыми», но затем приносят ощутимую «прибыль» их организаторам и участникам. Подобные ноу-хау есть практически в каждой территории! Настало время для формирования проектной базы в целях обобщения и распространения опыта успешных начинаний. Таким инновационным проектам необходимо давать статус общепрофсоюзных, оказывать им организационную и финансовую поддержку. Например, как это делалось при реализации проекта по подготовке руководителей профсоюзных кружков.
Нам есть что предложить друг другу! Для того чтобы интересные идеи не затерялись в повседневной работе, предлагаем открыть в газете и на сайте ЦК рубрику «Профсоюзный проект», где будут публиковаться идеи, предложения, инициативы, направленные на совершенствование профсоюзной работы по всем ее направлениям. А лучшему проекту по итогам года, который будет определяться интерактивным рейтинговым голосованием, присваивать статус общепрофсоюзного.
Конечно, 2009-й – год отчетов и выборов в профсоюзе, время непростое. Но все-таки это наша «рутинная», хотя и организационно сложная работа, и она не должна помешать нам увидеть перспективы. И кто знает, может быть, авторы проектов станут профсоюзными лидерами? Потому как, если предложил, так делай! А мы поможем.
Ждем ваших писем по адресу: eduprof@spectrnet.ru с пометкой «Профсоюзный проект».
Комментарии