Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Смелый новый мир. Мудрый совет. Выпуск 93

Дата: 13 октября 2018, 18:00
Автор:

Одна из живо обсуждаемых в последние годы тем: может ли дистанционное общение при помощи новейших технологий, например, скайпа, заменить привычный разговор лицом к лицу? Тема не нова, ведь уже пару десятков лет мы занимаемся дистанционным обучением, проводим конкурсы, участвуем в проектах, проходим курсы повышения квалификации в интернете. Электронный документооборот тоже давно вошел в нашу повседневную жизнь. Однако сейчас педагоги говорят именно об общении, о преподавании не в реальном, а в виртуальном классе.

Все больше молодых преподавателей общаются со своим учениками не в традиционных классах, а в сети, используя такие программы, как скайп, зум. Речь идет чаще всего о занятиях со взрослыми, а также индивидуальной работе. В чем удобство данного способа обучения? Прежде всего экономится время, которое раньше уходило на транспорт. Теперь, если ваше занятие длится полтора часа, вы и ваш ученик тратите на него полтора часа, не добавляя ни минуты на поездку туда-обратно. Преимущества очевидны в тех случаях, когда ученик или слушатель заболел, или если он инвалид, или получил травму. Моя студентка, сломав ногу, после каждого виртуального урока повторяла: «Какое счастье, что есть интернет, иначе я бы умирала от тоски и от беспокойства, что много пропускаю!»

Можно ли считать, что мы незаметно подошли к новым способам обучения и коммуникации? Если мы видим и слышим собеседника, является ли это общением с глазу на глаз и лицом к лицу? Мне кажется, что мы находимся на той стадии, когда поездка по ухабам может плавно перейти в комфортабельное путешествие по гладкой дороге. Иными словами, процесс идет, просто мы еще не осознали, что происходит.

Около двадцати лет назад я проходила свой первый курс повышения квалификации в режиме онлайн под руководством специалистов из международной организации

International Education and Resource Network (https://iearn.org). Мы, группа слушателей, живущих в разных частых света, получали еженедельные задания по электронной почте; выполняли их в удобное для каждого из нас время. Затем мы отсылали свои труды координатору, получали отзывы и новую порцию заданий. По окончании курса мы получили сертификаты. Одной из главных проблем оказалась отнюдь не новая технология. Многие мои коллеги тянули с выполнением заданий, из-за чего весь процесс замедлялся. Знакомое явление, правда? Всем нам регулярно приходится приспосабливаться, перестраивать урок, если часть класса не сделала домашнее задание. Оказалось, что этим грешат и сами учителя. Отличалась ли такая форма работы от традиционных очных курсов повышения квалификации? Конечно. Мы могли посылать электронные письма координаторам в любое время, но мы их не видели, не имели контакта друг с другом в реальном времени. Мы быстро установили, кто из нас быстрее всех справлялся с техническими заданиями, а кто быстрее всего писал эссе любого объема, и вели оживленную переписку друг с другом. Одно из очевидных преимуществ подобного курса – возможность работать в собственном темпе, в свое время. Для меня, например, разница во времени с инструктором в Нью-Йорке составляла 12 часов. Она отсылала мне новые задания вечером, а я видела их утром следующего дня. Мое «сегодня» было ее «завтра»!

С 1996 года по просьбе администрации школы, а затем района и города я вела курсы повышения квалификации. Моя группа постоянно находилась перед моими глазами, я могла ходить по кабинету, проверяя их работу, помогала тем, у кого были трудности, а иногда мы просто все вместе смеялись над удачной шуткой на английском языке. Окончив лекцию или семинар, мастерскую, я оставляла несколько минут для неформальных вопросов, обсуждений. Мои коллеги собирались вокруг меня кружком, задавая вопросы и слушая ответы. Для большинства слушателей такая форма реального общения лицом к лицу всегда была наиболее приемлемой. Но приходилось слышать и жалобы на транспорт, на потраченное в «пробках» время и, конечно, на сибирские морозы. Сегодня, чем больше и чаще мы пользуемся дистанционными сетевыми формами общения, обучения, профессионального развития, тем яснее становятся их преимущества. Новые идеи входят в повседневную жизнь.

Издательства теперь предлагают вебинары, мастер-классы в сети. На конференциях видеопрезентации, как заранее записанные, так и проводимые в реальном времени, стали привычной частью работы. Сама была свидетелем того, как, например, часть выступлений во время очередного всероссийского диктанта была сделана именно в видеоформате. Слушатели могли задавать вопросы докладчику, которого мы видели на экране. Пожалуй, для педагогов существенная разница между онлайн и реальным уроком в классе заключается в том, что мы привыкли разговаривать в учениками. Нам хочется видеть и слышать реальных людей в жизни, а не только на экране.

Информационно-коммуникационные технологии развиваются невероятно быстро, практически каждый день приносит нечто новое. Мы можем использовать новейшие материалы, просто новости непосредственно на уроке. Можно организовывать индивидуальные и групповые занятия, сессии вопросов и ответов через скайп и другие платформы в реальном времени. Наверное, в сочетании различных способов обучения и кроется истина. Кто знает, может быть мы уже вступаем в прекрасный, смелый новый мир (Brave New World), о котором писал еще Шекспир.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt