Оказывается, смех можно и нужно… изучать. И заниматься этим будет новая наука – гелология. Насколько интересна и многообразна тема изучения смеха, можно было определить по составу участников конференции «Теоретическое исследование смеха в России и перспективы гелологии», прошедшей в Санкт-Петербургском госуниверситете. Здесь собрались филологи, историки, антропологи, фольклористы и философы. Последние, кстати сказать, и были инициаторами конференции.
Действительно, осмыслить смех пытались и пытаются разные ученые, от биологов и медиков до филологов, причём ещё с античных времён. По словам одного из организаторов конференции, кандидата философских наук, ассистента кафедры истории русской философии СПбГУ Сергея Троицкого, смех давно является предметом изучения. С античности до нас дошли тексты, в которых есть пассажи, посвященные смеху с теоретической точки зрения. Накоплено много знаний в разных областях науки, однако вплоть до нашего времени теория смеха не получила завершенного характера.
Учёные подчеркивают, что гелология должна изучать смех как таковой, не распыляясь на исследование причин, его вызывающих. Правда, далеко не только комическое вызывает смех: банальная щекотка приводит к не менее впечатляющим результатам, чем самая остроумная шутка. Известный антрополог Александр Козинцев, выпустивший книгу «Человек и смех», считает щекотку причиной протосмеха, того древнего смеха, который появился уже у обезьян, и означает он то же, что иногда и у людей: сигнал о том, что действия производятся не всерьёз. У обезьян смех – одно из проявлений псевдоагрессии, он означает нечто вроде: «Да, я могу вступить с тобой в схватку, но делать этого не хочу и проявляю к тебе свою открытость». И партнер понимает, что это только игра в агрессию, это не по-настоящему.
Любопытно, что смех характеризуется несовместимостью с речью: если мы по-настоящему смеемся, то часто не можем даже закончить фразу, продолжить мысль, как будто на время отказываясь от культуры, от человеческого. Смех – это вообще реакция отрицания, считает Сергей Троицкий. Это то, что отрицает предъявляемую реальность. В психологии есть механизм пристрастной ассимиляции: когда я отказываюсь от того, что мне чуждо. Ведь новое воспринимается, как правило, в штыки. Человеку удобно жить со своими стереотипами, они облегчают жизнь. И если вдруг предъявляется что-то другое, противоречащее тому миру, в котором мы существуем, то первая реакция – «У нас все хорошо, не надо нам нового», и мы смеемся. Есть другая реакция, например, ужас. Смех и ужас очень похожи по выполнению функций, но абсолютно разные по наполнению эмоциями явления: ужас на отрицательном полюсе, смех, как правило, – на положительном.
О смехе накоплены новые сведения в истории, этологии, физиологии, антропологии, фольклористике, которые пока еще не осмыслены. По мнению Сергея Троицкого, теория смеха должна быть междисциплинарной. Обобщение накопленных знаний и создание некоего образа смеха – такова задача ученых – гелологов. Следующая встреча смеховедов запланирована в Одессе. И, правда, где же еще встречаться исследователям смеха?
Фото Татьяны Ефлаевой
Комментарии