search
main
0

Smart-кадры для smart-будущего

​Пути построения современного общества и роль системы образования в данном процессе обсудили участники круглого стола «Проектируем smart-Россию: философия, методология, технологии». Встреча, организованная Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, состоялась 17 января в рамках Гайдаровского форума-2013 «Россия и мир: вызовы интеграции».

«Smart – это изменение социальной парадигмы», – задал тон дискуссии научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров. Модель нового smart-общества подразумевает создание с помощью современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной для человека среды обитания. Решить поставленные задачи предстоит специалистам, способным генерировать новые идеи, знания и интеллектуальный капитал, используя современные технологии. Курс на развитие smart-идей сегодня взяли целые города (Казань, Ярославль, Самара) и даже республики. О перспективах формирования smart-Башкортостана рассказал в ходе круглого стола руководитель Агентства по информационным технологиям Башкортостана Ильдар Ямалов. Он отметил, что информационные технологии могут стать локомотивом всей экономики. В республике активно развивают e-learning, что стимулируетIT-отрасль за счет разработки контента, повышает уровень знаний у населения и как следствие стимулирует спрос на IT.Помимо IT-индустрии формирование smart-общества инициирует система образования. Со стратегической инициативой «На пути к более сильной smart-стране через революцию в образовании» выступила Австралия. Необходимость подготовки smart-кадров для smart-развития подчеркивает Европейская ассоциация университетов. Человеческий капитал, не секрет, создается с помощью инвестирования, и главной категорией затрат являются вложения в образование. По данным ежегодного доклада Организации экономического сотрудничества и развития «Взгляд на образование: показатели ОЭСР-2012», в Дании, Исландии, Израиле, Корее, Новой Зеландии и США доля расходов на образование превысила 7% от ВВП. Чешская Республика, Венгрия, Индонезия, Италия, Словакия и Южная Африка потратили меньше 5% от ВВП. Эксперты ОЭСР отмечают, что повышенный запрос на более образованную рабочую силу требует роста уровня затрат на одного студента на всех уровнях системы образования. В России такой тенденции не наблюдается. Результаты Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показали: качество знаний россиян ниже по сравнению с жителями других стран. Средний балл по качеству чтения, знаний по математике и естественным наукам по ОЭСР – 497 баллов. Например, в Корее этот показатель составляет 541 балл, в России – 469 баллов. В конце 2012 года был опубликован мировой образовательный рейтинг, составленный Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson, в котором Корея заняла 2-е место, в то время как Россия только 20-е. Отечественные сторонники smart-философии считают, что главная причина высоких результатов Кореи – развитие в стране smart-образования. По мнению корейских идеологов, оно должно учитывать уровень знаний и способностей учащегося, а в учебном процессе необходимо активно использовать открытые образовательные ресурсы, IT-технологии, позволяющие оперативно обновлять учебный контент. Smart-образование можно определить как гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе.Одним из ключевых факторов формирования новой философии образования стало активное развитие технологий e-learning. Во многих странах они легли в основу целых отраслей. По оценке Министерства образования, науки и технологий Кореи, объем рынка электронного обучения в 2011 году составил в США почти 33,5 млн долларов, в Европе почти 7 млн долларов, в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 6 млн долларов. В России согласно исследованиям компании «Виртуальные технологии в образовании» текущий объем рынка вузовских образовательных услуг, оказываемых с помощью дистанционных образовательных технологий, составляет около 8 млрд рублей. Потенциальный же вузовский рынок электронного обучения (без услуг в области дополнительного профессионального образования) оценивается в 130-150 млрд рублей.Развитие e-learning в России не только попытка занять достойное место в новом секторе экономики, это ответ на возрастающие требования самих студентов. Согласно промежуточным результатам проекта «ИТ фитнес тест», стартовавшего в России в ноябре 2012 года, 97% респондентов согласились с утверждением, что использование сети Интернет необходимо им для выполнения работы или учебных заданий.Сегодня перед современными учебными заведениями встала задача подготовить студентов для жизни и эффективной работы в smart-обществе, используя при этом передовые технологии e-learning. Именно их применение сможет удовлетворить растущий спрос на образование. По данным ОЭСР, число людей, окончивших вуз, значительно увеличилось за последние 30 лет. Сегодня в странах ОЭСР высшее образование имеют 37% жителей в возрасте 25-34 лет, 22%  – в возрасте 55-64 лет. Самые высокие показатели демонстрируют Япония, Корея, Канада и Россия: количество молодых людей с высшим образованием составляет более 50%. Определить, как и чему их учить, – задача, которую совместными усилиями предстоит решить всему образовательному сообществу. А вот ответить на вопрос, как учиться, предстоит каждому абитуриенту лично. На сегодняшний день в России около 70 вузов из 1155 (без учета филиалов) внедрили технологии дистанционного образования и применяют электронное обучение. В ходе недавно прошедшего совещания по вопросам электронного обучения в России заместитель председателя правительства Ольга Голодец поставила задачу по развитию этой технологии в нашей стране, а значит, в перспективе все большее количество желающих смогут получить доступ к высшему образованию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте