Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Служу ребенку, служу русскому языку. Владислав БАХРЕВСКИЙ

Учительская газета, №51 от 22 декабря 2009. Читать номер
Автор:

Не исключено, что сегодня широкому кругу читателей писатель Владислав Анатольевич Бахревский известен больше по его историческим романам, среди которых «Тишайший», «Василий Шуйский», «Аввакум», «Никон», «Смута», «Бородинское поле» и другие. Но исторические произведения – лишь часть творческого багажа писателя, дебютировавшего в 1961-м автобиографической повестью о военном детстве «Мальчик с Веселого». Главными читателями Владислава Бахревского были и остаются дети. Ребятам, их родителям и учителям адресовано многое из созданного писателем (кстати, выпускником педагогического вуза). Как истинный художник слова, не снисходя до книжных нравоучений, он тем не менее убежден, что предназначение детской литературы – участвовать в нравственном воспитании растущего человека. Об этом, о проблемах детской книги и образования мы и побеседовали с писателем.

– Владислав Анатольевич, какое место, на ваш взгляд, художественная литература занимает сегодня в жизни подрастающего поколения?

– Я оканчивал школу в 1953-м. В то время (да, оно было страшным, и все мы об этом знали и пережили это), когда десятилетка была не всем доступной ступенью в образовании, из нас готовили, как я называю, советское дворянство. Дворянство не в смысле имущества или положения, а в смысле интеллекта. Наши ребята мечтали об учебе в университете. Из 28 учеников, выпускавшихся вместе со мной, примерно 25 получили затем высшее образование.

Из нас растили людей, которые все свои таланты отдадут стране. Мы ставили перед собой самые высокие цели. Тем более что, будучи детьми войны, очень хорошо знали, что это такое, когда стране приходится биться насмерть. Теперь-то все хотят работать за границей, и прежде всего люди, достигшие успехов в своей профессии.

Важно, что в наше время образование так или иначе опиралось на гуманитарную основу. Из моих соучеников несколько человек поступили в Физико-технический институт или на механико-математический факультет МГУ, куда поступить было безумно сложно. Многие мои одноклассники работали потом в атомной науке и индустрии. Но у всех этих физиков была гуманитарная «подкладка»! В Советском Союзе первыми читателями литературно-художественных изданий были именно инженеры. Это закладывалось в школе. Многие учили стихи наизусть. Все наши академики-ядерщики любили поэзию, хорошо знали художественную литературу. Те книги, которые были прочитаны нами, учили нравственности. Все они, начиная от «Дон Кихота», «Приключений Робинзона Крузо», «Дубровского», романов Вальтера Скотта, воспитывают в человеке благородство, учат не мириться с несправедливостью, защищать обиженных. Вероятно, сегодняшнему обществу не нужен благородный человек; ему нужен потребитель. Еще одна характерная черта современного образования – полное отсутствие связи между получаемыми знаниями. Человек не получает общей картины окружающего его мира.

– Что нужно делать, чтобы вернуть интерес к литературе?

– Интерес к книге присущ ребенку изначально, даже в наше время. Недавно я выступал перед ребятами из второго класса в подмосковном поселке Селятино, где сейчас живу. И у моих юных слушателей глаза просто сияли. По всему было видно, что их увлекает встреча с писателем, с русским словом. Все меняется обычно в пятом классе. И если в этот момент не поддерживать интерес к книге, он угасает. Так всегда было.

В свое время в эти годы мы начинали читать приключенческую литературу, которую невозможно было достать! Я вырос в Орехово-Зуеве, и представляете, нас, ребят, заманивали книжками в воровскую среду: вступаешь в шайку карманников, и тебе дают прочитать «Трех мушкетеров». И некоторые мои приятели принимали такие условия. Но сейчас-то все есть! У нас замечательные библиотеки и, может быть, замечательные учебные программы, но не хватает творческих, увлеченных своей работой учителей, а библиотеки, экономя, закрывают (в селах – почти повсеместно).

– Давайте поговорим о детской книге. В чем ее сегодняшние проблемы?

– Я считаю, что руководство нашей страны совершает чудовищную ошибку, отдав детскую литературу во власть рыночных отношений. Этим оно попросту отмахнулось от детей в своем «свободолюбии». Государство должно иметь свое детское издательство! Зачем? Для того чтобы разговаривать с детьми всей страны, чтобы писатели (лучшие писатели, а не какие попало) могли донести свои произведения до каждого юного читателя нашего огромного государства.

Конечно, в советское время в нашей литературе было много несправедливого (вспомним хотя бы так называемый секретарский период, когда хорошими считались только писатели-начальники и люди, которым они благоволили). Но ты приносил свой рассказ в «Пионерскую правду», которая выходила тиражом 22 миллиона экземпляров, и его читала вся страна. А книги государственного издательства «Детская литература» выходили тиражом в 100-300 тысяч экземпляров, а в сериях – миллионами!

Книгу для детей, в которой поднимаются современные проблемы и рассказывается о самих ребятах, сегодня нельзя издать ни в одном из больших коммерческих издательств. Ее просто не возьмут. Благо еще, что религиозные издательства проявляют интерес к таким произведениям, да и то в том случае, если в них развита тема религии.

Чтобы интересная и полезная для нравственного воспитания книжка пришла к ребенку, она должна выйти большим тиражом и быть недорогой. Это способно сделать только государственное книжное издательство, занимающееся детской литературой. Но беда все-таки уже стряслась. Дети стали у нас «деловыми»: читают только то, что нужно, за что ставят оценки, что пригодится в вузе. Не ждите нового Леонардо да Винчи.

– Детской литературе нужны новые авторы? Не достаточно ли переиздать лучшие произведения из созданных писателями предыдущих поколений?

– Безусловно, нужны! Считаю, что если вы пишете о современных детях (и для них!), так извольте писать именно о современных детях. Автор моего поколения вряд ли сможет точно изобразить сегодняшних ребят, поэтому такие вещи и должна создавать новая писательская поросль.

Думаю, наше поколение детских писателей и состоялось потому, что мы стали писать о себе, о той жизни, которая на нас обрушилась, а не какие-то выдуманные пионерские истории. И сегодня молодым авторам нужно написать о своем времени, о том, какое оно есть. А напечатать эти книги может только государственное издательство, потому что коммерческие никогда этого не сделают. Ребята должны видеть в книжках себя и своих товарищей, разглядеть и оценить человеческие качества героев. Говоря языком нынешних чиновников, детской литературе следует придать статус национального проекта. Только так можно сдвинуть в нужную сторону эту важнейшую для будущего нашей страны и нашего народа сферу.

– Владислав Анатольевич, как вам работается сегодня?

– Работается! Если говорить о детской литературе, служу ребенку, служу русскому языку. Пусть это высокопарно звучит, но так оно и есть. Последняя на сегодня из моих больших «детских» вещей – книга «365 чудес в году». Она о мальчиках и девочках заброшенной деревни, школу в которой пытаются закрыть. Но все они у меня очень интересные люди. И вокруг – потрясающие русская природа и люди. Какие бы они ни были – плохие или хорошие, но они так или иначе наш народ.

В этом году наконец-то вышла первая часть моей большой сказки «Златоборье». Действие этой книги разворачивается в заповедном лесу, населенном персонажами из нашей мифологии. Это сказ о четырех временах года русской природы. Тираж книжки – всего 3000 экземпляров, и найти ее можно будет лишь в библиотеках.

Написал книгу о Великой Отечественной войне. Ее основу составили небольшие рассказы, которые когда-то публиковались в «Мурзилке». Несмотря на то что тема войны сегодня очень популярна (на телевидении и т. д.), дети ничего не знают об этом. На моих встречах со школьниками мне не назвали ни одного из наших маршалов (разве что Жукова). Книга уже вышла, и ее подарили 1 сентября первоклассникам Подмосковья.

Из «взрослых» вещей в работе роман «Супротивный ключ». Он о том, что такое русский человек, и продолжает центральную тему моей книги о патриархе Тихоне. Сейчас заканчиваю книгу об Иосифе Волоцком.

– Будем ждать появления ваших новых книг!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту