search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Служба ранней помощи

В настоящее время сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем – создание системы служб ранней помощи.

Софья ПЕТРОВА, логопед;Марина БУТНЕВА, дефектолог РЦ «Все лучшее – детям»

Необходимость ранней помощи очевидна. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы ранней помощи стали семейно ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного – родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») – система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники.

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Early intervention (раннее вмешательство) приобрело характер крупнейшего социального проекта, цель которого – спасение детей, имеющих проблемы развития.

В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.

В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;

рост числа социально неблагополучных семей;

увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.

В нашей стране существует система специального образования для детей с различными видами нарушений. Эта система имеет давние традиции и серьезные достижения. Однако с точки зрения современных требований нормализации жизни детей с особыми потребностями традиционная система, связанная с узкоспециальным коррекционным подходом, имеет недостатки.

Традиционная система не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребят с особыми потребностями, и прежде всего она практически не организована для обслуживания детей с особыми потребностями раннего возраста.

В России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью.

В нашем Ресурсном центре «Все лучшее – детям» служба ранней помощи (СРП) работает с 1 сентября 2009 года. Основной сложностью на этапе организации службы был поиск детей, нуждающихся в ранней помощи. Команда специалистов предложила разместить объявления в детских поликлиниках и больницах ЦАО. В течение месяца по собственной инициативе к нам обратились 8 семей. Самостоятельное обращение в службу было актуальным особенно для очень тревожных родителей.

В настоящее время в СРП работают специалисты: дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, медсестра.

Цель СРП – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Основные принципы работы СРП:

Семейно ориентированная деятельность – профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.

Партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

Добровольность – решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

Открытость – СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

Уважение к личности – сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:

дети с выявленными отставаниями в развитии;

дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:

– снижение слуха 2-4 степени;

– слепота, слабовидение;

– церебральный и спинальный параличи любой этиологии;

– генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);

– наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);

– врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);

– тяжелые органические поражения ЦНС;

– различные формы эпилепсии;

дети с нарушениями общения;

дети биологической группы риска:

– недоношенные и маловесные дети;

– дети, перенесшие асфиксию в родах;

– дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;

дети социальной группы риска.

По результатам психолого-педагогического обследования в СРП были зачислены один ребенок с диагнозом синдром Дауна (2 года), два ребенка с диагнозом РДА (3,5 года), один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия (3,5 года), один ребенок с выраженной задержкой психомоторного развития (3,5 года), один ребенок с ЗРР (2,4 года), шесть детей группы риска, пять из которых девочки-близнецы (2 года).

Служба ранней помощи Ресурсного центра «Все лучшее – детям» предлагает следующую схему сопровождения ребенка.

Диагностический этап:

психолого-педагогический блок;

социальный блок;

медицинский блок.

Коррекционный этап:

составление индивидуальной программы развития (ИПР);

реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.

Этап перехода в другое учреждение:

мониторинг;

консультативная поддержка.

ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.

В психолого-педагогическом блоке реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, актуальные для ребенка, и предполагаются индивидуальные, подгрупповые занятия и форма домашнего визитирования, реабилитация творческими средствами, тренинги, консультации для родителей.

Лечебно-профилактический блок включает проведение общеукрепляющих мероприятий, ЛФК и массажа.

В социально-педагогическом блоке организуется информационная и психологическая поддержка семей и проводятся досуговые мероприятия.

Результат работы службы ранней помощи:

предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно ориентированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями;

обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания ИПР.

Расскажем подробнее на примере Лизы Ш., поступившей в СРП в возрасте 2,4 года с заключением логопеда поликлиники ЗРР.

По результатам обследования специалистами ей была рекомендована следующая ИПР:

1) развитие слухового восприятия (узнавание, дифференциация, называние); неречевые звуки, бытовые шумы, речевое звукоподражание;

2) обогащение словарного запаса и общей осведомленности (формирование обобщающих понятий – игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, посуда, одежда; понимание форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов);

3) развитие памяти и внимания;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) развитие эмоциональной сферы;

6) личностное развитие.

В соответствии с разработанной программой в работу с ребенком были включены следующие специалисты: логопед, психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования.

На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, междисциплинарная команда специалистов СРП в ИПР внесла коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей.

По итогам работы СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия был зачислен в лекотеку, двум детям с РДА рекомендовано посещение детского сада компенсирующего вида, один ребенок с диагнозом синдром Дауна направлен на ПМПК Центра «Тверской» для получения направления в группу со сложной структурой дефекта ЦРР – детского сада №2030. Остальные дети продолжат посещение СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» в следующем учебном году.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте