В настоящее время сложились условия для целенаправленного решения конкретных проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям. Одна из таких конкретных и очень существенных проблем – создание системы служб ранней помощи.
Софья ПЕТРОВА, логопед;Марина БУТНЕВА, дефектолог РЦ «Все лучшее – детям»
Необходимость ранней помощи очевидна. Современные научные исследования показывают критическое значение первых двух-трех лет жизни в развитии ребенка. Трудно переоценить роль семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребенка и развитии его мозга. В связи с этим программы ранней помощи стали семейно ориентированными, направленными на помощь всей семье, а не только ребенку с нарушениями. Команда специалистов помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка, поддерживает родителей, помогает им преодолеть трудности в воспитании ребенка с особыми потребностями. При такой поддержке родители имеют реальную возможность оставить ребенка в семье, обеспечив ему оптимальные условия для роста и развития, а не отдать его в специализированное учреждение, лишив главного – родительской любви и заботы. Семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, также необходима помощь, для того чтобы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Такую специальную помощь семье и ребенку общество и государство могут предоставить посредством организации системы службы ранней помощи.
Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») – система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, физические терапевты, психологи, а также социальные работники.
Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Развитие и становление системы поддержки детей раннего возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельности, получившее название Early intervention (раннее вмешательство) приобрело характер крупнейшего социального проекта, цель которого – спасение детей, имеющих проблемы развития.
В Российской Федерации создание такой системы в государственном масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.
В России, как и во всем мире, побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:
рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении;
рост числа социально неблагополучных семей;
увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушения развития.
В нашей стране существует система специального образования для детей с различными видами нарушений. Эта система имеет давние традиции и серьезные достижения. Однако с точки зрения современных требований нормализации жизни детей с особыми потребностями традиционная система, связанная с узкоспециальным коррекционным подходом, имеет недостатки.
Традиционная система не удовлетворяет важнейшие потребности семьи, воспитывающей ребят с особыми потребностями, и прежде всего она практически не организована для обслуживания детей с особыми потребностями раннего возраста.
В России еще не сложилась система ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям, однако это не значит, что в стране нет организаций и специалистов, занимающихся ранней помощью.
В нашем Ресурсном центре «Все лучшее – детям» служба ранней помощи (СРП) работает с 1 сентября 2009 года. Основной сложностью на этапе организации службы был поиск детей, нуждающихся в ранней помощи. Команда специалистов предложила разместить объявления в детских поликлиниках и больницах ЦАО. В течение месяца по собственной инициативе к нам обратились 8 семей. Самостоятельное обращение в службу было актуальным особенно для очень тревожных родителей.
В настоящее время в СРП работают специалисты: дефектолог, логопед, психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог, медсестра.
Цель СРП – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Основные принципы работы СРП:
Семейно ориентированная деятельность – профессиональная направленность сотрудников службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.
Междисциплинарный подход – совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду.
Партнерство – установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
Добровольность – решение об обращении в СРП и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.
Открытость – СРП отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.
Конфиденциальность – информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам СРП, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
Уважение к личности – сотрудники СРП уважительно относятся к ребенку и родителям или заменяющим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники СРП принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития:
дети с выявленными отставаниями в развитии;
дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:
– снижение слуха 2-4 степени;
– слепота, слабовидение;
– церебральный и спинальный параличи любой этиологии;
– генетические синдромы и хромосомные аберрации (например, синдром Дауна);
– наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (например, туберозный склероз);
– врожденные аномалии развития (аномалии ЦНС и других органов и систем);
– тяжелые органические поражения ЦНС;
– различные формы эпилепсии;
дети с нарушениями общения;
дети биологической группы риска:
– недоношенные и маловесные дети;
– дети, перенесшие асфиксию в родах;
– дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии;
дети социальной группы риска.
По результатам психолого-педагогического обследования в СРП были зачислены один ребенок с диагнозом синдром Дауна (2 года), два ребенка с диагнозом РДА (3,5 года), один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия (3,5 года), один ребенок с выраженной задержкой психомоторного развития (3,5 года), один ребенок с ЗРР (2,4 года), шесть детей группы риска, пять из которых девочки-близнецы (2 года).
Служба ранней помощи Ресурсного центра «Все лучшее – детям» предлагает следующую схему сопровождения ребенка.
Диагностический этап:
психолого-педагогический блок;
социальный блок;
медицинский блок.
Коррекционный этап:
составление индивидуальной программы развития (ИПР);
реализация ИПР в ходе групповых и индивидуальных занятий.
Этап перехода в другое учреждение:
мониторинг;
консультативная поддержка.
ИПР, разрабатываемая в СРП, имеет следующее содержание.
В психолого-педагогическом блоке реализуются образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, актуальные для ребенка, и предполагаются индивидуальные, подгрупповые занятия и форма домашнего визитирования, реабилитация творческими средствами, тренинги, консультации для родителей.
Лечебно-профилактический блок включает проведение общеукрепляющих мероприятий, ЛФК и массажа.
В социально-педагогическом блоке организуется информационная и психологическая поддержка семей и проводятся досуговые мероприятия.
Результат работы службы ранней помощи:
предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно ориентированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями;
обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания ИПР.
Расскажем подробнее на примере Лизы Ш., поступившей в СРП в возрасте 2,4 года с заключением логопеда поликлиники ЗРР.
По результатам обследования специалистами ей была рекомендована следующая ИПР:
1) развитие слухового восприятия (узнавание, дифференциация, называние); неречевые звуки, бытовые шумы, речевое звукоподражание;
2) обогащение словарного запаса и общей осведомленности (формирование обобщающих понятий – игрушки, овощи, фрукты, домашние животные, посуда, одежда; понимание форм единственного и множественного числа имен существительных и глаголов);
3) развитие памяти и внимания;
4) развитие коммуникативных навыков;
5) развитие эмоциональной сферы;
6) личностное развитие.
В соответствии с разработанной программой в работу с ребенком были включены следующие специалисты: логопед, психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования.
На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, междисциплинарная команда специалистов СРП в ИПР внесла коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей.
По итогам работы СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» один ребенок с диагнозом частичная атрофия зрительного нерва и симптоматическая эпилепсия был зачислен в лекотеку, двум детям с РДА рекомендовано посещение детского сада компенсирующего вида, один ребенок с диагнозом синдром Дауна направлен на ПМПК Центра «Тверской» для получения направления в группу со сложной структурой дефекта ЦРР – детского сада №2030. Остальные дети продолжат посещение СРП Ресурсного центра «Все лучшее – детям» в следующем учебном году.
Комментарии