Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Служба примирения нужна каждой школе

УГ - Москва, №42 от 16 октября 2012. Читать номер
Автор:

​В 2009 учебном году Центр психологической помощи «На Снежной» открыл новое направление деятельности – курирование и методическое сопровождение процесса создания школьных служб примирения (ШСП) в школах СВАО. Для реализации данного направления было создано новое подразделение – «Организация и сопровождение школьных служб примирения».

Разработка моделей встраивания восстановительного подхода в систему профилактики агрессивного поведения детей и подростков стало направлением, включенным в программу «Столичное образование-5». Восстановительные технологии пришли к нам из Северной Америки, Новой Зеландии, Австралии и есть практически во всех городах Европы. В Москве общественный центр «Судебно-правовая реформа» обучает и координирует работу служб примирения по всей стране.Представители Центра «На Снежной» активно участвуют в течение четырех лет в работе совета профилактики в нашей школе. В ноябре 2010 года руководитель структурного подразделения ШСП Надежда Йошпа обратилась к заместителю директора по социальной защите с предложением о создании службы примирения. И мы решили выйти на этот этап.Очень много стало конфликтов в школе между детьми, между учителями и учениками, между родителями и учениками. Не каждый может найти выход из данной ситуации с пользой для обеих сторон. Когда взрослый человек начинает разрешать эти конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты – и поэтому надо мириться») часто практикуют в младшем школьном возрасте, и это обычно срабатывает. Но в средней и старшей школе административные меры не дают эффективного результата. Конфликт не завершается. Отношения между детьми не выстраиваются, нет диалога. Иногда конфликт был скрытый, он рано или поздно вновь начинал разрастаться. Плюс ситуация усложняется еще и социальным расслоением школьников.Необходимо создавать условия, в которых дети сами бы начинали думать. И акцент мы сделали на рефлексию человека.Существуют различные подходы в реализации ШСП. В рамках профилактического подхода служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Служба примирения в этом варианте работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству.Второй подход – воспитательный (педагогический). В рамках этого подхода создание службы рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.Третий вариант – организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления – сервисный подход. Здесь заказчики – сами ученики. Их цель одна: получить возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.После анализа возможных моделей и объективной ситуации в школе мы выбрали модель второго, воспитательного, типа. После результатов анкетирования была выведена структура запроса на создание СП. Около 15% учителей школы, не зная о технологии, показали заинтересованность в создании службы, среди сторонников было 24% родителей.Что же такое служба примирения? Это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. С другой стороны, это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений учащихся. С февраля 2011 года в нашей школе была создана школьная служба примирения, в ее состав входят специалист и 11 учащихся (8-11-е классы).Служба примирения действует в школе на основе добровольческих усилий учащихся и руководствуется в своей деятельности:    действующим законодательством: Федеральным законом «Об образовании» (№12-ФЗ от 13 января 1996 г.), статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ от 24 июля 1998 г.), статья 9 «Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания»; Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»;    уставом школы;    положением о службе примирения.Задачи:    проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;    продолжить работу по развитию ШСП;    научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;    популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.В работе службы используются принципы:    добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);    конфиденциальности;    нейтральности.Существуют две основные формы работы. Первая – программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор – нейтральный посредник, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.Вторая форма работы – проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.Команда медиаторов и руководители ШСП прошли предварительное обучение под руководством кураторов из центра «На Снежной». В феврале они провели презентацию проекта для педагогического коллектива школы на педсовете. Больше года ребята проводят программы примирения, отслеживают результаты заключенного договора между сторонами конфликта и работают со школьным сообществом. Параллельно раз в два месяц они проходят учебу под руководством кураторов, обмениваются опытом, анализируют обращения в службу, получают психологическую поддержку.На занятиях ребята рассказывали о том, что впервые говорили и с тем, кто был обижен. Для детей стало открытием, что их сверстники так страдали и переживали в состоянии конфликтов, что желание отомстить обидчикам у них было очень сильным. Медиаторы рассказывали, что самым сложным было подготовить «жертв» к встрече с «обидчиками», особенно в случаях, когда они были младше обидчиков. За период с февраля по март на рассмотрение службы поступили различные ситуации, например, конфликт в 9-м классе между группой учеников и учителем (пострадавшими себя считали дети, по мнению которых, учитель придирается), эта программа проводилась совместно со взрослым руководителем; конфликт (драка) между второклассниками; конфликт между двумя пятиклассниками с развязыванием драки; конфликт между двумя девочками-пятиклассницами, в котором фигурировал пропавший мобильный телефон (проблему удалось решить, не доводя дело до ОДН); «стрелка» между двумя группировками девушек из восьмого класса из-за парня (конфликт решался кругом сообщества с участием родителей, программу вел руководитель). То есть в основном мы разбирали конфликты между детьми.Наша служба очень молода, ей чуть больше года. Но результаты весьма позитивные. За период февраля – мая 2011 года проведено 7 медиаций, 1 круг сообщества. За сентябрь 2011 года по апрель 2012 года служба выполнила 19 медиаций и 3 круга, всего 30 программ.Что дает сторонам участие в программах примирения? Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.Школьная служба примирения имеет преимущества: во-первых, элемент новизны, новое время диктует новые технологии; во-вторых, педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные; в-третьих, увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.Елена ВАГАНОВА, заместитель директора школы №297 по ВР,Ольга ИВАНОВА, социальный педагог школы №297


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту