search
main
0

Слушается дело Раскольникова. Гражданские мотивы на уроках литературы

Серия уроков по Достоевскому. Старшие классы

Тема «Следствие по делу Родиона Раскольникова начинается»

Этот урок – своеобразный отчет учащихся о самостоятельно проделанной работе.

Называется мотив, определяется авторская оценка выдвинутой версии и анализируется комментарий Сони.

Обозначенная позиция подтверждается в выступлении одного или нескольких учеников.

Выступление обсуждается, принимается решение, учитывать или не учитывать названный мотив как основной.

Особое место на уроке займет отношение Сони Мармеладовой к Раскольникову и совершенному им преступлению. Мы сопоставим поведение Сони и Раскольникова, чтобы увидеть его слабость и ее силу. Мы поразмышляем, чем правда в понимании Сони отличается от правды в понимании Раскольникова, что помогло Соне одержать нравственную победу.

Перед нами герои, «переступившие» нормы морали того общества, в котором они живут, совершившие аморальные поступки из разных побуждений. У каждого из них есть свое понимание правды. Единственно возможное, естественное, с точки зрения Сони, объяснение мотивов убийства звучит так: «Ты был голоден! Ты… чтобы матери помочь? Да?» Раскольников выдвигает различные версии: «Хотел Наполеоном сделаться»; помочь матери и сестре; ссылается на безумие и озлобление, доведшие его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»).

Если прежде Раскольников был уверен в своей теории («казуистика его выточилась, как бритва»), то перед правдой Сони вся его «арифметика» рассыпалась.

В словах Сони нет логики, она только повторяет: «Ох, это не то, не то… и разве можно так… нет, это не так, не так!» Именно этот крик совести и доброго сердца поражает Раскольникова. И он сам начинает перебивать себя: «Нет! Это не так! Я опять не так рассказываю!» Он чувствует шаткость всех своих логических построений и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым нельзя не согласиться:

– Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

– Это человек-то вошь!

Резкий, самоуверенный, гордый Раскольников вдруг становится беспомощным и слабым, а тихая, робкая Соня обретает удивительную силу.

Достоевский подчеркивает народную основу Сониной правды. Она велит Раскольникову принести покаяние в соответствие с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, не к попам, не к иконостасу, а на перекресток – то есть на самое людное место – посылает его Соня.

Очень важна такая психологическая деталь: преступник внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание. Соня называет Раскольникова несчастным и мучительно сочувствует несчастному. Ее правда побеждает потому, что в основе этой правды – сострадание и любовь.

Тема «Виновники

«скрытых преступлений»

К этому уроку учащиеся готовят, как правило, сообщения на тему «Деловые люди» на страницах романа» (Лужин, старуха-процентщица, эпизодические персонажи). Урок начинается с беседы по теме домашнего задания. Мы говорим о тех социальных условиях, в которых гибнут дети, идут на панель такие девочки, как Соня.

В основе преступлений тех, кого общество считает добропорядочными членами своими и не думает судить, лежит волчий закон буржуазного мира: «Всяк об себе сам помышляет» (Свидригайлов). Такую же философию проповедует «деловой» человек Лужин, для которого не существует понятия чести, добра, справедливости. Такой «…человек слушает, да ест, а потом и съест» (Разумихин).

Теория Лужина сходна с теорией Раскольникова. И тот и другой «преступают», но если Раскольников допускает «кровь по совести», которую можно пролить во имя спасения человечества, то Лужин допускает свободу исключительно во имя личных мотивов. «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано, – проповедует он. – Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…»

Очень сложен и противоречив образ Свидригайлова, которого многие критики соотносят с образом Раскольникова. В его жизни много таинственного. Возможно, он убийца и растлитель малолетних. И если Раскольников совершил преступление во имя идеи, то Свидригайлов ради того, чтобы «жить весело». Но между этими героями возникает таинственная и страшная связь. Страдания Раскольникова усугубляются при встрече со Свидригайловым, потому что в нем, как в кривом зеркале, он видит самого себя. Раскольников понимает, что, убив старуху и Лизавету, никогда не сможет освободиться от мыслей о них. «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, – убитый тобой человек живет в тебе и с тобою, не отпустит тебя ни на шаг», – говорит Свидригайлов Раскольникову.

Любовь к сестре Раскольникова Дуне рождает в Свидригайлове чувство более сильное, чем животное влечение к женщине.

О том, что любовь к Дунечке действительно изменила Свидригайлова, показывают его предсмертные часы. Кажется, будто он стремится искупить свои прежние преступления: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту.

Известие о самоубийстве Свидригайлова потрясло Раскольникова. Теперь для него нет иного выхода, нежели сделать явку с повинной или покончить с собой.

Но, может быть, Раскольников вовсе не виновен перед обществом лужиных и свидригайловых?

«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают…» (Раскольников)

Вот некоторые ответы учеников:

«Раскольников считает, что убийство является нормой для людей, чем-то выдающихся из общей массы. А так как он возомнил себя необыкновенным, он должен был относиться к убийству как к чему-то обычному. Но его душа бунтует, ему тяжело, он не может относиться к убийству спокойно. Не получился из него Наполеон. Это убивает и угнетает его».

«В Раскольникове два человека. Один – холодный индивидуалист, другой – отзывчивый, любящий людей человек. Убийство совершает первый, страдает после него второй».

Тема «Слушается дело Родиона Раскольникова»

Урок-игра

Учитель, как правило, выступает в роли председательствующего.

Столы в классе расставляются таким образом, чтобы было место для «подсудимого», «присяжных заседателей», кафедра для «свидетельских показаний», места для «протокольной группы» и «свидетелей».

Все участники «судебного процесса» готовили свои речи и вопросы самостоятельно, ориентируясь на избранную роль. При необходимости для отдельных групп участников проводятся консультации накануне урока по стилю и содержанию предстоящих выступлений. Ребята, как правило, увлечены предстоящим уроком, легко входят в роли, детально изучают страницы романа, посвященные их героям. Следует заметить, что этот урок – не спектакль с заранее приготовленными и отрепетированными ролями, а ролевая игра, в которой возможны импровизации, самостоятельная трактовка того или иного образа. Единственное неукоснительное правило: нельзя допускать фактических ошибок, искажающих содержание романа «Преступление и наказание».

Подготовительная часть

«Председательствующий» объявляет заседание суда открытым.

Устанавливается явка вызванных в суд лиц («свидетели» – Разумихин, Лужин, Свидригайлов и др., «потерпевшие» – Алена Ивановна, Лизавета.., «эксперты» – врач-психотерапевт, журналист…).

Устанавливается личность «привлекаемого» (ф.и.о., возраст, образование, место учебы или работы, место жительства, привлекался ли ранее к судебной, административной или дисциплинарной ответственности).

Объявляется состав «суда» (председательствующий, прокурор и общественный обвинитель, адвокат и общественный защитник, протокольная группа, присяжные заседатели).

«Председательствующий» разъясняет «привлекаемому», участникам «судебного процесса» их права: давать объяснения по существу дела; задавать вопросы выступающим с разрешения «председательствующего»; ходатайствовать о вызове свидетелей, обращаться к суду с другими просьбами; обжаловать то или иное заявление.

«Председательствующий» разъясняет «участникам процесса» их «гражданский долг» и обязанность говорить «правду в соответствии с содержанием романа Достоевского «Преступление и наказание» (выступающие «клянутся» в этом, положив правую руку на томик романа).

«Председательствующий» разъясняет «прокурору» (общественному обвинителю) и «адвокату» (общественному защитнику) их право с разрешения «председательствующего» задавать вопросы и выступать по делу с осуждением или в защиту привлекаемого.

Исследование обстоятельств дела

«Председательствующий» оглашает «документы», послужившие основанием к рассмотрению дела.

«Член суда», проводивший «предварительное расследование» материалов (исполняющий роль Порфирия Петровича), докладывает об итогах «расследования» и поясняет, почему «дело» необходимо «рассматривать в суде».

«Председательствующий» предоставляет слово «привлекаемому» («обвиняемому»), ему задают вопросы по сути разбираемого дела.

Слово предоставляется «потерпевшим». Им задаются вопросы по сути разбираемого дела.

Слово предоставляется «свидетелям». Им также задаются вопросы по сути разбираемого дела.

В качестве дополнительной информации заслушиваются «показания» лечащего врача о здоровье и психическом состоянии «подсудимого»; а также мнение «журналиста-цензора» о содержании публикации Раскольникова, в частности о сути его «теории» и о возможном влиянии этой теории на незрелые умы. Звучат вопросы по существу изложенной информации.

Оглашаются документы, имеющиеся в деле или предоставленные «заинтересованными лицами» (характеристики, справки и пр.).

Выступления

«Председательствующий» предоставляет слово «прокурору» («общественному обвинителю») и «адвокату» («общественному защитнику») для выражения мнения о преступлении и «мере воздействия».

«Председательствующий» обращается к «присяжным заседателям» с предложением «удалиться» для «вынесения вердикта» о степени виновности «подсудимого». Помимо «вердикта» могут быть также оглашены «частные определения» по существу слушаемого дела.

Постановление и оглашение решения

«Председательствующий» оглашает «решение», разъясняет «подсудимому» и «потерпевшим» порядок и срок «обжалования» (в том числе оглашаются оценки за урок, которые также могут быть «обжалованы» (исправлены) при определенных условиях).

«Протокольной группе» (как правило, это наиболее слабые ученики, не способные готовить развернутые самостоятельные задания) предлагается сдать «протокол» (конспект урока) для «приобщения» (оценки) его к «закрываемому делу».

«Заседание» «суда присяжных» объявляется закрытым.

Тема «Мастерство Достоевского-художника»

Урок восьмой практически является заключительным. Его цель – подвести некий итог изучаемой теме и подготовить учащихся к письменной творческой работе в классе, рассчитанной на 2 академических часа.

Урок построен в форме лекции-беседы, основные тезисы и вопросы которой приводятся ниже (использовались материалы книги для учащихся И.А.Фогельсона для 10-го класса «Литература учит»).

Персонажи Достоевского, как правило, предстают перед читателями уже сложившимися личностями, с неповторимыми живыми характерами. В то же время каждый из них – носитель какой-либо идеи. Нам уже известна «идея» Раскольникова. Носителями каких «идей» являются Мармеладов, его дочь Соня, Лужин, Свидригайлов?

Напряженность и острота действия усиливаются формой романа-диспута. Противоборствуют Разумихин – Раскольников, Раскольников – Лужин, Раскольников – Порфирий Петрович и т.д. Спор ведется и в сознании самого главного героя… Проиллюстрируйте это положение материалом романа.

В центре романа одно главное событие – преступление Раскольникова. Все последующие – исследование заблуждений человеческого духа, рассказ о наказании, о муках, которые испытывает человек, вступивший в конфликт со своей совестью.

Для Достоевского законы нравственности и совесть – основы основ поведения человека. Действие против совести, нарушение нравственных законов – самое большое несчастье как для судьбы одного человека, так и для исторических судеб всего человечества. Каким образом художник достигает такого широкого обобщения?

Как у всякого большого художника, деталь у Достоевского (взгляд, жест, слово, предмет и др.) чрезвычайно важна. Вот два примера.

Предметная деталь. Раскольников не зарубил старуху-процентщицу, а «опустил» топор на «голову обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе глядит ему в лицо. Так через предметную деталь – топор – открывается целое: весь замысел и ход романа. Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор…

Цветовая деталь. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками», – подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению…

Можете ли вы привести свои примеры важных и интересных деталей в романе «Преступление и наказание»?

На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: Наполеон – символ власти, неограниченной воли, аршин пространства – символ одиночества; кровь – символ преступления.

Попробуйте продолжить список таких слов-символов.

Речь персонажей, как правило, индивидуализирована. Найдите примеры деланой вежливости чиновничьей речи Мармеладова, обильно оснащенной славянизмами; стилистической канцелярщины Лужина; иронической небрежности Свидригайлова.

Художники для воспроизведения живой разговорной речи или естественного течения мыслей действующих лиц (внутреннего монолога) широко используют неполные предложения. Неполные предложения также вносят в речь оттенок быстроты действия или состояние взволнованности (при этом обычно опускается глагол-сказуемое); создают впечатление нежелательности сообщать что-то неприятное (предложение намеренно «обрывается»).

Найдите в романе «Преступление и наказание» примеры такого стилистического использования неполных предложений.

У каждого большого художника есть свои способы создания и использования ключевых слов (опорных фраз) в произведении. Одни лишь изредка выносят их на «поверхность» текста, создавая тем самым острый ударный момент в повествовании, который прочно входит в сознание читателя. Другие густо пронизывают ключевыми словами всю художественную ткань произведения, – тоже для того, чтобы помочь читателю глубже проникнуть в идейно-художественное содержание произведения.

В романе «Преступление и наказание» Ф.Достоевского есть своя система выделения опорных слов и фраз. Это курсив, т.е. использование другого шрифта для выделения.

Уже на первых страницах романа читатель встречает выделенные курсивом слова: это, проба, дело, тогда, после того… Сначала их смысл неясен. Но курсив уже сосредоточил наше внимание и на сюжет, и на задуманное и содеянное Раскольниковым.

Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа: «невежливая язвительность» Порфирия Петровича; «ненасытимое страдание» в чертах лица Сони…

Наиболее сильным ученикам в процессе урока предлагается выполнить индивидуальное задание: проиллюстрировать один из тезисов статьи А.Луначарского «Достоевский как мыслитель и художник»:

«Достоевский был художником-лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний… Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это первый и основной момент в его творчестве. Второе – постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру…

Достоевский тесно связан со всеми своими героями. Его кровь течет в их жилах… Он идет на преступление вместе со своими героями. Он живет с ними титанической кипучей жизнью. Он кается вместе с ними… Из-за этой необходимости самому переживать страшно конкретно все новые и новые авантюры он потрясает так, как никто…

Необходимо отметить еще одну особенность творчества Достоевского. Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем-психологом».

Татьяна РЕПИНА, учитель литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте