search
Топ 10

Сложно, но возможно

Уже четыре года я как учитель-логопед занимаюсь логопедическим сопровождением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 5‑го по 9‑й класс. Дети учатся в обычном классе, а во внеурочное время получают коррекционно-развивающую помощь не только учителя-логопеда, но и педагога-психолога, и учителя-дефектолога.

 

Коррекционная работа требует разработки индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, а задержка психического развития таит в себе множество разнообразных дефицитов ребенка. Медицинских причин задержки психического развития очень много, каждый ребенок с таким диагнозом особенный. Наиболее частые проблемы с обучением связаны с неустойчивостью внимания, повышенной истощаемостью, отвлекаемостью на посторонние раздражители, что затрудняет последовательное и контролируемое выполнение длинного ряда операций. Для подростков с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, навыки словообразования формируются специфично и с запозданием, им сложно образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способами в различных частях речи, они допускают аграмматизмы как в устной, так и в письменной речи.

В начале моего профессионального поиска огромную методическую и психологическую помощь мне оказала Ольга Вячеславовна Елецкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии ЛГУ имени Пушкина, автор многих учебников и пособий по логопедии. Она лично отвечала на мои сообщения: «Надо привыкнуть, что нет таких возрастных категорий, с которыми логопед не может работать или имеет право этого не делать. Мы занимаемся со всеми – от 0 и до смерти. Программы вы составляете самостоятельно по результатам диагностики. И пособия разрабатываете. Наше дефектологическое образование предполагает наличие таких компетенций. Честно говоря, даже рада, что работа со старшим и средним звеньями вменяется теперь в обязанности на законодательном уровне…»

Первым делом должна быть налажена преемственность в работе с учителем русского языка и литературы, который проводит уроки в классе, где есть дети с ОВЗ. Рабочую программу логопедических занятий с учениками 5‑го класса я составила на основе программы по русскому языку для 5‑го класса, чтобы вести коррекционную работу на том же материале, который проходят дети на уроке.

К тому же я понимала, что не должна превратиться в репетитора по русскому языку, а обязана продолжать оказывать коррекционную помощь. Моей целью стало повысить мотивацию таких детей к занятиям, донести до них, что все, что мы делаем на логопедических занятиях, поможет им разобраться в новых, уже достаточно трудных правилах по русскому языку, усвоить то, что они не поняли на уроке, а также скорректировать логопедические ошибки на письме.

В свою очередь я отметила, что в моем самообразовании произошел невероятный скачок, ведь я разработала систему упражнений под новую возрастную категорию детей с их индивидуальными потребностями.

Сегодня ребята осваивают программу по русскому языку и литературе вполне удовлетворительно. В новом учебном году они будут учиться уже в 9‑м классе! Потом их ждет аттестация в формате ГВЭ. Я уже составила планирование логопедических занятий и разработала задания таким образом, чтобы изложения и сочинения по русскому языку они писали без логопедических ошибок (дисграфических и дизорфографических) и успешно сдали итоговую аттестацию.

Ольга ГРИШИНА, учитель-логопед школы №1542

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту