Слова – главное орудие учителей. Так ли это? Способны ли учителя воздействовать на современных детей? А что такое учитель без учеников?
Споров по этому поводу много: одни говорят, что новое поколение ни с кем не считается, ничего не ценит и ни о чем не думает, другие утверждают, что новое поколение еще проявит себя с хорошей стороны, сделав прогрессивный шаг вперед. Я, молодой учитель, отчасти тоже представитель нового поколения, считаю, что дети XXI века – это самые обычные дети: они любят играть во время школьных перемен, гулять, ходить в кинотеатры, с определенного момента погружаются в первую любовь. Другое дело, что изменились сами игры ввиду мирового технического развития. Работая в современной школе, я убеждаюсь, что дети есть дети, а следовательно, с ними всегда весело и интересно, они помогают нам забывать о негативных явлениях жизни и смотреть на мир позитивно. Как говорит моя коллега, мы, учителя, никогда не стареем, поскольку каждый день на протяжении всего рабочего времени живем детским умом. Читая такие тексты, начинаешь задумываться: нужны ли нам кардинальные изменения в системе образования? Школьники учатся по уже сложившейся образовательной системе, а к чему приведут нововведения? Будут ли они способствовать их интеллектуальному и индивидуально-творческому, личностному развитию? Девиз моей жизни – ничто не случайно, а значит, все изменения ведут к лучшему. Поэтому все изменения в системе московского образования я воспринимаю легко и даже с интересом. Могли ли учителя начала XX столетия представить, что смогут принимать участие вместе со своими учениками в международных конференциях и конкурсах, проводить онлайн-встречи со школьниками других стран и многое другое, возможное лишь благодаря техническому оснащению школ? Как учитель-словесник, я участвую в Достоевских, Грибоедовских, Кирилло-Мефодиевских и многих других чтениях, не только повышая свой профессионализм, но и способствуя творческому развитию своих учеников. Для Литературного венка ученица 6-го класса Юлия Дизенгоф представила откровенное рассуждение на тему «Моя первая встреча с А.С.Пушкиным» (отрывок): «У Лукоморья дуб зеленый…» – эта фраза знакома нам с самого детства. Мне, как и многим другим ребятам, впервые прочитали эти поэтические строки родители. Я тогда была совсем маленькая и не знала, что это отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», но очень живо представляла себе и ученого кота, и страшного Кощея, и избушку на курьих ножках. В пять лет, научившись читать, я познакомилась и с другими произведениями великого поэта. Больше всего я любила книгу «Сказки» с необыкновенными иллюстрациями Татьяны Мавриной. Особенно мне понравились «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке». В них есть и мистика (волшебные превращения людей в животных и наоборот), и борьба добра со злом, и высмеивание людских пороков (жадности, зависти). Все это так захватывает, что невозможно оторваться!» Разве можно сомневаться в искренности этих слов? У меня не возникает никакого сомнения, что Юля действительно любит произведения гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хочу лишь надеяться, что с возрастом под воздействием жизненного негатива эта любовь не исчезнет… А вот помочь сохранить ее, на мой взгляд, и должна современная школа. На своих уроках литературы я разрешаю ученикам свободно рассуждать на интересующие их проблемы, естественно, в рамках разумного, но советую искать ответы на интересующие их вопросы в текстах мировой художественной литературы и смотреть, насколько они актуальны в настоящее время. Как это ни удивительно, но учащиеся легко находят параллели не только в литературе XVIII – XIX веков, но и в античной и древнерусской литературе (сочувствуют Му-Му, жалеют Марусю из «Дурного общества» В.Г.Короленко, отвергают гордыню и тщеславие Аль-Исса), с интересом читают книги о школьниках-пионерах (А.Гайдар «Тимур и его команда», А.Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»), участвуют в школьных спектаклях и инсценировках (по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина). Однако не стоит забывать и о новом! В последнее время получили развитие научно-исследовательские проекты учеников, результаты которых они воплощают с помощью мультимедийных средств (презентации, видеофильмы), и это великолепно! У меня есть возможность индивидуальной работы со школьниками, причем с опорой на научный подход. Даже мои пятиклашки пытаются создавать презентации к урокам, внося в них наряду с общеизвестными фактами свои личные впечатления: «Литературное наследие – это мое все! Как порой приятно прочитать книгу, написанную с душой, наполненную эмоциями, поражающими своей глубиной и разнообразием, и с восторгом удивляться искренности, смелости и отважности героев тех времен!» (Елизавета Ларина). Писать умеет каждый, Но как талантом стать? Быть может, ты однажды Сумеешь, хоть отчасти, Поэму написать! Быть может, ты сумеешь Попробовать мечтать! И все свои мечты В романах излагать! Попробуй ты узнать, Даровано ли Богом Поэму написать!Анна АВДЮШИНА, учитель русского языка и литературы школы №1357 с углубленным изучением английского языка
Комментарии