search
main
0

Словом и делом. Нужно поддержать молодого учителя

В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя – надежда и опора школы. За ними – будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания?

Ни для кого не секрет, что в последнее время особо остро обозначилась проблема старения педагогических кадров. Ежегодно педагогические вузы выпускают тысячи молодых педагогов, но в школу идут работать лишь немногие из них. По статистике это только 10-30% от общего количества выпускников. Почему это происходит? В чем же причины? Попробую найти объяснение сложившейся ситуации.

Одна из наиболее значимых причин нежелания работать в школе – это низкий уровень заработной платы учителя (особенно начинающего, не имеющего никаких категорий), не соответствующий объему и специфике выполняемой работы. Ведь учитель – общественная личность, это человек, который постоянно подвергается оцениванию со стороны общественности – учащихся и их родителей, коллег и администрации школы. Поэтому нужно всегда быть на высоте, идти в ногу со временем, чтобы соответствовать тому социальному заказу, который предъявляется обществом. А для этого нужно самосовершенствоваться, заниматься личностным и профессиональным ростом, быть в постоянном поиске. Не случайно говорят, что учитель всегда на работе, даже тогда, когда он находится дома. Труд педагога основан на интеллектуальной деятельности, но он работает не только головой, но и сердцем. Черствый человек не может быть хорошим учителем. Настоящий педагог не жалеет душевных сил, он щедро дарит их каждому ребенку.

Поэтому такой труд должен достойно оплачиваться. Подчас, чтобы заработать, учитель вынужден брать большую учебную нагрузку, а это негативно сказывается на качестве преподавания, способствует быстрому эмоциональному выгоранию. А если оба супруга, недавно закончившие институт, работают в школе? Не имея материальной поддержки со стороны родителей, возможности получения дополнительных доходов и собственного жилья, кто-то вынужден будет искать более высокооплачиваемую работу даже при желании работать в школе. И, как правило, это будет мужчина – глава семьи. С этим связана и катастрофическая нехватка в российских школах мужчин-педагогов.

К сожалению, некоторые директора школ осложняют работу молодого учителя: в первый год работы назначают его классным руководителем, иногда даже в классе коррекции, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально не пригоден, а потому, что психологическая нагрузка слишком велика.

Эффективность труда педагога стимулирует не только материальное поощрение, но и словесное одобрение, влияющее на эмоциональный настрой на работу. В этом смысле большое значение имеет то, как руководитель школы выстраивает свои отношения с подчиненными, может ли он сочетать полезную конструктивную критику с достойной и своевременной оценкой труда учителя.

Есть и другая проблема: молодые специалисты часто остаются наедине со своими проблемами, а ведь они нуждаются в помощи при разработке урока, внедрении новых технологий в преподавании своего предмета, предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса, организации работы с родителями. И здесь важно, как выстроена в школе система поддержки начинающего учителя и есть ли люди, готовые оказать методическую, а иногда даже психологическую помощь. Хорошие результаты в этом плане показывает система наставничества. Конечно, не стоит чрезмерно опекать молодого специалиста, он должен сам пройти свой профессиональный путь, но вот встать на этот путь должны помочь более опытные коллеги.

Очень важным фактором является также и социальный статус учителя. К сожалению, в настоящее время он несколько принижен. Большинство выпускников современных школ не хотят делать выбор в пользу профессии педагога, а некоторые из них поступают в педагогические вузы только для того, чтобы получить высшее образование. Государству необходимо поднимать престиж профессии педагога и всего образования в целом. Неприятно видеть на экране телевизора постоянные нападки в адрес учителей в различных современных шоу-программах, имеющих огромный рейтинг. А как известно, СМИ оказывают большое влияние на общество, иногда внушая или навязывая определенное негативное мнение, из которого складывается стереотип отношения общества к учителю.

Что еще может привлечь молодых специалистов, кроме достойной заработной платы? Государство, заинтересованное в качестве современного образования, должно обеспечивать социальные льготы и гарантии. Да, существует определенная социальная программа поддержки молодых специалистов. Но в реальности сталкиваешься с тем, что она не всегда работает. Так называемые «подъемные» выплачиваются нестабильно, программа «Доступное жилье» доступна далеко не всем, а в профсоюз не вступают, поскольку он не дает льгот, но требует ежемесячных взносов.

Но самая острая проблема – это, конечно, с жильем. Снимать частную квартиру просто невозможно, так как на это уйдет от 50 до 100% заработной платы. Один из путей ее решения – служебное жилье. Чтобы обеспечить какие-то гарантии педагогу, необходимо при этом заключать договор, в котором будут четко прописаны все условия социального найма. И при составлении такого договора можно учитывать и стаж работы молодого учителя, и профессиональные достижения, и наличие семьи. Это тоже послужит хорошим стимулом в работе, а личная заинтересованность положительно скажется на результатах труда.

Проблем много, и только констатацией негатива здесь не обойтись. Многое зависит и от самого человека, решившего стать педагогом. Учитель – это профессия, которая дает большие возможности для саморазвития, повышения своего интеллектуального, культурного и духовного уровня, но в то же время возлагает большую ответственность. Прежде чем сделать такой выбор, желательно спросить себя: «А готов ли я отдавать большую часть себя людям, воспитывать своим примером?»

Но можно быть успешным и в этой нелегкой деятельности. Для этого есть масса возможностей. Это и участие в профессиональных конкурсах, семинарах, и подготовка учащихся к различным олимпиадам и научно-практическим конференциям. Важно идти к своей цели, постепенно добиваясь результатов. Пусть сначала это будут какие-то небольшие успехи, но они подарят радость от работы, от осознания того, что ты нужен, что на тебя смотрят десятки доверчивых глаз, что твои ученики делают первые успехи – и это результат твоего труда. А это, безусловно, мощная мотивация, и если она появляется, то социальные неурядицы отступают на второй и третий план. Не случайно хороший учитель надолго остается в памяти своих воспитанников. Педагог отдает свою любовь и получает ее взамен. И это настоящее счастье, которое дарит нам наша профессия.

Елена БОРОВКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №100, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте