search
Топ 10

«Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения». Учебное пособие к элективному курсу

Задачи изучения литературы в классах гуманитарного профиля часто видят лишь в простом расширении программы за счет включения в нее еще нескольких произведений отечественной и зарубежной литературы. Это вполне объяснимо, но вряд ли оправданно, учитывая, что школьные программы по литературе, в особенности в старших классах, и без того необычайно перегружены, что на практике зачастую не позволяет учителю осуществлять углубленный анализ художественного текста.

Досье «УГ»Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля. Пособие – итог работы авторского коллектива: Виктор Федорович Чертов, под чьей редакцией вышел учебник, доктор педагогических наук, специалист по истории литературного образования; Елена Михайловна Виноградова, кандидат филологических наук, специалист по лингвистике художественного текста; Евгений Александрович Яблоков, доктор филологических наук, специалист по истории русской литературы; Алла Михайловна Антипова, доктор педагогических наук, специалист по изучению теории литературы в средней школе.Все авторы учебного пособия в процессе работы над ним опирались на собственный практический опыт. В 2004-2006 гг. профессор Московского педагогического государственного университета Виктор Федорович Чертов, много лет преподающий литературу в лицее Международного университета, проводил занятия элективного курса со своими учащимися. Пособие вышло в издательстве «Дрофа» в 2006 году.

Новый элективный курс ориентирует учителя и учащихся не столько на формирование круга новых знаний по теории литературы (разумеется, нуждающихся в дополнениях), сколько на развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения. Расширение круга теоретико-литературных понятий не является основной задачей данного курса, однако необходимо для овладения учащимися филологическим метаязыком, современными подходами к анализу литературного произведения. Введение новых терминов и понятий и их закрепление возможно как на уже знакомом материале, так и на неизвестном учащимся, в том числе и на примере произведений иностранной литературы (при этом допускается и использование фрагментов в качестве примеров, иллюстраций).

Вся работа на занятиях элективного курса направлена на развитие логического мышления, аналитических способностей старшеклассников, обучение «медленному чтению» текста и его анализу с учетом связей различных его компонентов, преодоление субъективизма в оценке литературного произведения, а также на практическое применение сформированных умений и навыков в самостоятельной читательской деятельности. Думается, что предлагаемый курс может быть интересен и полезен не только будущим филологам, но и тем учащимся, для кого важна научная точность, кому во всем «хочется дойти до самой сути».

Авторы учебного пособия, ставя задачу обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике, учитывали, что учащиеся 10-11 классов гуманитарного профиля (которым курс и адресован в первую очередь) имеют уже довольно хорошую базовую подготовку по литературе, сформированные умения и навыки анализа литературного произведения, первоначальные навыки работы с научной и справочной литературой. Однако в данном пособии предлагается не только материал для повторения, обобщения и углубления ранее изученного, но и не вполне привычный для средней общеобразовательной школы путь – движение от анализа художественной формы к постижению литературного произведения как смыслового целого.

Первая часть учебного пособия посвящена формированию представлений о литературном произведении как эстетическом феномене, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания. Здесь преобладает анализ литературного произведения в аспекте наиболее общих литературоведческих категорий: художественной формы, содержания, композиции, художественной речи и др. Во второй части рассматриваются такие сложные формально-содержательные категории, как хронотоп, контекст (им обычно не уделяется достаточного внимания в основном курсе литературы). На данном этапе изучения развиваются умения и навыки анализа литературного произведения в отдельных частных аспектах (персонаж, портрет, эпизод, образ предмета, образ события и др.), а также определяются возможные направления контекстуального изучения, анализа интертекстуальных связей литературного произведения, жанрового своеобразия и особенностей стиля, соотношения традиционного и новаторского в произведении.

Практическим формам работы (различного рода упражнениям, выполнению заданий в соответствии с планом анализа литературного произведения в одном из заданных аспектов, самостоятельным разборам, созданию стилизаций, подражаний, пародий и др.) в учебном пособии отдается явное предпочтение.

Учебное пособие содержит весь необходимый материал для проведения занятий элективного курса. Кроме того, подготовлено также методическое руководство, в котором дано примерное поурочное планирование, помещены ключи и комментарии к отдельным вопросам и заданиям.

На занятиях элективного курса предполагается преимущественно повторное обращение к ранее изученному, рассмотрение уже знакомого литературного материала под новым углом зрения.

Рекомендуемое авторами последовательное обращение на нескольких занятиях к одним и тем же литературным произведениям (например, к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» и др.) не случайно. Оно ставит задачу не только рассмотрения этих произведений под разным углом зрения, с позиции иного возраста и читательского опыта, но и формирования у будущих выпускников средней общеобразовательной школы навыков целостного анализа художественного произведения.

Практически на каждом занятии предполагается работа над заданиями, помещенными в специальной рубрике учебного пособия «Тема для обсуждения», непосредственно подводящей к анализу конкретного литературного произведения в заданном аспекте. Нередко для совместной работы учителя и учащихся избираются произведения, изучавшиеся в рамках основного курса литературы лишь обзорно (стихотворение А. А. Блока «Шаги Командора», цикл стихотворений М. И. Цветаевой «Дон Жуан», роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», стихотворение А. Рембо «Гласные», стихотворение Г. Аполлинера «Заколотая горлинка и фонтан», произведения современных поэтов, литературные пародии).

Несмотря на то что занятия элективного курса проводятся со старшеклассниками, у которых в целом уже сформирован устойчивый интерес к чтению и присутствует мотивация к углубленному изучению литературы, работе с художественным текстом и дополнительными источниками, важно этот интерес поддерживать и развивать, используя активные методы обучения, новую для учащихся информацию, элементы занимательного литературоведения. Предполагается, в частности, обращение к заданиям не только «ретроспективного», но и «перспективного» типа, т.е. на материале произведений, которые будут изучаться по программе основного курса литературы несколько позже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту