Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Слово об Учителе. Жизнь, отданная школе, жизнь, отданная детям, – что может быть благороднее и труднее?

УГ - Москва, №50 от 13 декабря 2016. Читать номер
Автор:

​В наше время словосочетание «связь поколений» используется довольно часто. Под «связью» часто подразумевают память о предках. Однако я считаю, что это не только память, но и следование привычкам и нравственным принципам человека.

Я много знаю о своих уже умерших родственниках: о прабабушках и прадедушках. Они воевали, работали на благо страны и были достойными людьми. К сожалению, я не смог застать никого из них, так что я не успел у них чему-либо научиться. Но эти люди воспитали моих родителей, которые в свою очередь формируют мой характер, мои взгляды. Конечно, самые близкие родственники – лучшие наши учителя. Но я хочу рассказать о человеке, для которого учительство было профессией, призванием. Об Алексее Дмитриевиче Хвацком. Он был моим учителем два года, преподавал технологию. Он умер, когда я учился в 6-м классе. Я знал его как мудрого, уважаемого и любимого всеми ребятами учителя. Многое о его жизни я узнал уже после его смерти, о многом мне рассказали учителя, когда я решил написать эту статью. Он пришел в школу в 1968 году и совсем недавно покинул ее. Жизнь, отданная школе, жизнь, отданная детям…  Что может быть благороднее и труднее? На уроках он мало говорил, но когда говорил, то только по делу. Обладая тонким чувством юмора, он часто острил. Ни одно его замечание не обходилось без шутки. А некоторые его фразы стали для моих одноклассников крылатыми. Он бесконечно любил свой предмет, всегда с особой тщательностью и строгостью осматривал наши работы, помогал исправить любую ошибку. Он был мастером своего дела, настоящим мужчиной, способным сделать, починить что угодно. В своем кабинете-мастерской он создал особую атмосферу, которая была только у него. Там всегда пахло стружками, железом, смазкой, кожей и тканью. Там пахло работой. Как только ты попадал туда, твои руки сами тянулись к верстаку, к станку, словом, к делу. Однако он был разносторонним человеком, любил жизнь, ему было интересно абсолютно все: он знал карту звездного неба и принцип работы двигателя внутреннего сгорания, читал Пушкина и объяснял, как правильно работать на токарном станке, играл в волейбол, различал голоса птиц, публиковал стихи в школьном альманахе, рисовал картины и строил дом…   Многие от него впервые услышали песни Окуджавы и Визбора, а поколения выпускников, прощаясь со школой, уходили под песню «Десятый класс», которую он пел для них проникновенно и очень красиво. У него был уникальный голос, он был талантливым музыкантом: мы видели его с гитарой, с баяном, за фортепьяно, с трубой – все покорялось ему. Но главным в его песне и музыке была душа. Именно поэтому его могли слушать часами, петь с ним у костра… Он много знал и многое умел. К нему можно было обратиться за помощью в любой момент, и в любом деле он не отказывал никогда и никому. И никогда не ждал благодарности за добрые дела: он был бескорыстен и честен, что не каждому дано. Самое удивительное то, что у Алексея Дмитриевича не было педагогического образования, он был инженером-оптиком, любил небо и самолеты, но судьба его сложилась так, что он оказался в школе. Вместе со своим другом, таким же мастером, он вручную создал половину нашей школы. Вся токарно-слесарная часть появилась благодаря его усилиям. Он стал учить детей черчению и труду, стал писать стихи и сценарии спектаклей, играть в школьном театре, строить новое здание школы, оформлять музей боевой славы, создавать радиоузел, записывать песни, проводить праздники, стал строителем и начальником школьного палаточного лагеря «Бригантинск» и начальником – «главнокопающим» – всех школьных строительных отрядов… Он стал главным Инженером и главным Рабочим школы. Он стал настоящим Учителем в самом высоком смысле этого слова. Он стал – и остался – Незаменимым. Он умел любить, любить по-настоящему, безусловно, он любил школу, учеников, выпускников, любил друзей, погибшего на войне отца, очень любил свою семью. Он был верным и преданным человеком. Он учил практически всех выпускников нашей школы. Его знания, манера общения, душа – все это передалось людям, которых он учил. Через него прошли сотни, а может быть, тысячи учеников. И в каждого из них Хвацкий смог вложить часть себя. Многие выпускники прошлых лет теперь учителя нашей школы. Все они, как один, вспоминают о нем как о самом любимом и уважаемом учителе. Сегодня в моем 9-м классе преподают три учителя, которые, будучи в моем возрасте, ходили на уроки к Алексею Дмитриевичу. И хотя его уже нет в живых, память о нем заложена в нас, как кирпичик в фундаменте школы. Его дух присутствует в учителях, а они вселяют его в нас. И эта связь никогда не прервется.Глеб КОРАБЛЕВ, ученик 9-го класса Центра образования №654 имени А.Д.ФридманаВ одном из своих стихотворений Алексей Дмитриевич писал: Давайте поселимся в доме, где каждый про каждого Все будет знать от мелочи и до самого важного. Давайте подумаем вместе о чем-нибудь дорогом. Попробуем, вдруг окажется, что думаем об одном? Может быть, этот дом и есть моя школа.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту