Они обычно не жалуются, учителя школ маленьких обыкновенных городков, тысячами разбросанных по России. Просто рассказывают про свое житье-бытье, не заглядывая в поисках сочувствия в глаза собеседнику. Есть там сочувствие или нет – что оно им? Время идет, а школа как была «брошенным ребенком» государства, так им и остается.
И перспективы на государственное «усыновление» пока не предвидится. Из чего они это заключают? Все из той же скорбной реальности, когда класс с углубленным изучением физики на следующий учебный год может лишиться своей «углубленки», поскольку лабораторная база кабинета, что называется, «на грани». Не на пальцах же проводить практикум? Хотя можно и на них. Учитель географии одного из лицеев Ольга Алексеевна признается, что движение земной коры показывает на кофточке. Складки имитируют образование гор. Остальные наглядные пособия не выходят за уровень картинок, репродукций.
– А карты у нас еще со времен существования СССР. По ним изучаем современные границы России. Новая карта стоит 500 рублей, а кабинета географии – два. Вечный вопрос: где взять деньги? Впрочем, есть у нас в лицее мультимедийная техника, есть электронные учебники, но классов – более сорока, и хорошо, если удастся втиснуться в расписание где-нибудь на задворках недели – субботы, тогда ребята попутешествуют виртуально. Если нет, то выручает «старый друг» – примитив. И это на пороге третьего тысячелетия!
В летний отпускной период «примитив» сменяется «строительным дилетантизмом», когда учителя, закатав рукава, принимаются за ремонт классных помещений.
-Прохожу недавно по коридору и вижу: моя литератор, учитель высшей категории и учитель от Бога, на козлах шпаклюет потолок! – сетует директор того же лицея Галина Алексеевна. – Это ее дело? Она должна читать, готовиться к дискуссиям, так же, как физик, общаться с коллегами, учеными, а географ – путешествовать по миру. А она шпаклюет потолок! И так из года в год. На том и держимся.
Насчет «попутешествовать по миру» Ольга Алексеевна не отказалась бы никогда. Но рядовой тихвинский учитель не в состоянии сегодня съездить даже на курсы повышения квалификации. В Петербург. Поскольку и дорога, и проживание с питанием обойдутся ему в копеечку. Сегодня он вынужден повышать свой профессиональный уровень большей частью самостоятельно. То есть, исследуя новинки Всемирной паутины, выписывая и читая газеты, журналы, смотря телевизионные передачи. Однако последний смотреть некогда, на периодику мало кто, за редким исключением, способен выделить деньги из худосочного семейного бюджета, а уж о личном компьютере с выходом в интернет можно лишь мечтать. Что касается семейного бюджета, то вот один из многих. Без прикрас.
Ольга Алексеевна – учитель высшей категории, с большим стажем работы.
– Моя сегодняшняя нагрузка – 30 часов в неделю, и я уже заранее плачу, что в следующем учебном году ее будет меньше: следствие демографического кризиса. Плюс классное руководство. Плюс все мероприятия, за которые я хватаюсь безоговорочно ( это материально стимулируется из дополнительного поощрительного фонда). Все это в месяц составляет сумму в 4 тысячи рублей с «хвостиком». Чтобы получить 5 тысяч, мне надо вывернуться наизнанку. Тысяча рублей из зарплаты идет на оплату квартиры, на остальное мы с сыном (муж умер) пытаемся жить. Из месяца в месяц мне приходится занимать 500-600 рублей, иначе нам нечего будет есть. Но самое горькое, что моя «высокая» зарплата – действительно самая высокая. Это – потолок при моем стаже, разряде и нагрузке. Что говорить о девочках из пединститута, чья нагрузка – 18 часов?
– И все-таки даже в состоянии отверженных учителя из российской провинции умудряются отправлять своих выпускников в столичные вузы с почти стопроцентным попаданием туда. Умудряются воспитывать лицеистов – постоянных призеров всевозможных олимпиад. На старых картах, на устаревших приборах, но с неугасимым запалом в душе.
– Ольга Алексеевна, предупреждая резонный вопрос: «Что же вас держит в школе?», отвечает тоном уверенным:
– Дети. Нравится мне моя работа. Понимаете? Нравится.
– И не верить ей невозможно, поскольку усилиями ее и многих ей подобных самоотверженных учителей, и существует покуда замечательная, добрая, умная школа российской провинции.
Тихвин, Ленинградская область
Комментарии