Урок открытия нового знания с использованием приемов и методов формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.
Основные цели:1) ознакомить учеников с производными и непроизводными предлогами, их отличием друг от друга;2) на основе сравнения и сопоставления признаков формировать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи;3) совершенствовать речевую компетентность учащихся.Оборудование: презентация по теме, раздаточный материал, учебник, таблички с производными предлогами и толкованием новых слов, листы-навигаторы, листы самооценки.Предварительное задание: подготовка мини-проекта «Предлог как служебная часть речи»; проведение мини-исследования «Место темы «Производные предлоги» в КИМах по русскому языку для 9-х и 11-х классов».Работа строится по учебнику: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [М.Т.Баранов и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2014 г.Ход урока1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельностиЦель этапа: сформировать условия для возникновения у детей внутренней потребности в учебной деятельности на уроке («хочу») и определить содержательные рамки урока («могу») на примере изучения понятия «производный предлог» и установления способов отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи на основе работы с учебным материалом («надо»).Учитель: Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Я надеюсь, что он пройдет интересно и с пользой. Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? Ответы учеников.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действииЦель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для организации дальнейшей учебной работы по формированию нового знания о предлогах.Задание: анализ текста.Откуда начинается Россия?С Курил? С Камчатки? Или с Командор?О чем грустят глаза ее степныеНад камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастьяК труду, к терпенью, к правде, к доброте.Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!Она горит и светит в темноте.Отсюда все дела ее большие,Ее неповторимая судьба.И если ты причастен к ней, – РоссияНе с гор берет начало, а с тебя.(Виктор Боков)Учитель: Докажите, что перед вами текст. Предложите свои варианты заголовка. Определите основную мысль текста. Определите тип речи, использованный поэтом. С чего же начинается Россия?Определите, в каком из значений употреблено выделенное слово в тексте:Пристрастие: 1. Сильная склонность.2. Несправедливое, предвзятое отношение к кому-, чему-нибудь, необъективное предпочтение кого, чего-нибудь. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 2000.Задание: актуализация имеющихся знаний, повторение изученного (самостоятельная работа с краткой записью ответов).Учитель: Из второго четверостишия выпишите слово, в котором звуков в два раза больше, чем букв. Из третьего четверостишия выпишите синоним слова «уникальна». Из второго четверостишия выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.Из первого предложения выпишите наречие. Из второго четверостишия выпишите слово с приставкой, близкой по значению слову «очень».Укажите номер четверостишия, в котором есть простое предложение с однородными членами.Укажите названия частей речи, с которыми употребляются предлоги в первом четверостишии.Самопроверка с последующей самооценкой.Задание: лингвистическая справка в форме мини-проекта (заранее подготовленные ученики).Учитель: внимательно послушайте мини-проект и отметьте, о каких особенностях предлога как части речи в нем будет сказано.Ученик 1: Без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, с, со, у, через… Что означают эти сочетания букв?Ученик 2: Сами по себе они не означают ровным счетом ничего. Но, оказываясь перед словами, становятся очень важными. Это предлоги. Без них невозможно обойтись. В нашей речи они несут важную службу и поэтому называются служебными частями речи.Ученик 1: Про предлоги говорят, что они словечки отношений, они устанавливают отношения между словами.Ученик 2: Конечно. Например, возьмем три слова – два существительных и один глагол: книга, стол, лежит. Какие сейчас у этих слов отношения? Ученик 1: Никаких! Они словно незнакомые люди: стоят рядом друг с другом, но между собой не общаются. Ученик 2: Но приходят предлоги и знакомят их. Вот тут-то и начинается общение, возникают отношения:Книга лежит в столе.Книга лежит на столе.Книга лежит под столом.Книга лежит за столом.Книга лежит у стола.Книга лежит перед столом.Ученик 1: В приведенных примерах предлоги показывают пространственные отношения между предметами: книга лежит то сверху стола, то снизу, то около него. А еще предлоги умеют показывать временные отношения: Я отсутствовал с утра. Солнце заходит по вечерам.Ученик 2: А еще предлоги определяют количественные отношения: Папа весит на 40 килограммов больше, чем я. И на причинные связи: Ребенок заплакал от страха.Ученик 1: Многие отношения между предметами и явлениями определяют предлоги, все и не перечислишь. И сами предлоги, все до единого, мы перечислять здесь не будем: ведь ученые насчитали их в русском языке около 200!Ученик 2: Для нас важнее сейчас другое: на какие бы отношения предлоги ни указывали, они при этом изменяют слова по падежам, связывая слова в словосочетаниях и предложениях.Ученик 1: Заметил это и поэт Яков Козловский. Обратил он внимание и еще кое на что:Я слово малое – предлог, но падежа сжимаю повод…А я – совсем другой предлог,что значит выдуманный повод!У слова «предлог» есть два разных значения. Такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но означают разные вещи, называются омонимами.Ученик 2: Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом, к которому он относится, всегда можно вставить другое слово.Больше 100 лет назад Дмитрий Минаев сочинил такие строки:«Мы дошли с тобой до сада, И прошла моя досада…»Ученик 1: И в первой строчке, и во второй слышится одно и то же: «досада». Как же различить слово с предлогом и слово без предлога?Ученик 2: Очень просто: вставить еще одно слово, например: «Мы дошли с тобой до цветущего сада». Значит, в этом случае «до» – предлог. А в середину слова «досада» еще одно слова вставить нельзя. Следовательно, «до» – приставка.Ученик 1:Он членом предложения не бывает,Но дело этот малый твердо знает.Не изменяется, один не может жить,Но вот с глаголами не захотел дружить.Словам он руки помощи дает.Им помогает, связи бережет.И пишется от слов всегда отдельно.Считает: приставать к ним очень скверно.Учитель: О каких признаках предлога рассказали нам ребята? (Ответы учеников.)Работа по обогащению словаря учащихся.Учитель: Мы вспомнили, что такое предлоги. А теперь посмотрите на экран и скажите, что вы видите на слайде.На экране появились символы зимних Олимпийских игр в Сочи-2014.Учитель: Вы помните, как выступили на этих играх спортсмены из нашей страны? Как выступление наших спортсменов повлияло на имидж России в мире? Какие из перечисленных поэтом Виктором Боковым качеств им помогли добиться высоких результатов? Какие игры прошли в городе Сочи после Олимпийских игр? (Паралимпийские игры.) В образовании этого слова присутствует словообразовательный элемент «пара» (греч.), который обозначает «рядом, около». Понимаете теперь, почему эти игры называются паралимпийскими? Этот словообразовательный элемент присутствует и в одном термине из раздела «Лексика». Как вы думаете, в каком? («Паронимы». Элемент «оним» (греч.) – «имя». Значит, дословно: «Пароним – рядом с именем».)Задание: перепишите предложения, найдите в них предлоги и обозначьте их.Два года назад в Сочи прошли зимние Олимпийские игры.Спортсмены из сорока пяти стран мира приняли в них участие.Во многих видах спорта россияне одержали победы.Благодаря высокому уровню организации это мероприятие прошло великолепно.Учащиеся выполняют задание, проверка.Учитель: Что вы не смогли сделать? (Не смогли найти предлог в 4-м предложении.)Предъявление результата выполнения работы сильными учащимися.Учитель: В чем причина возникшего затруднения? (Не смогли обосновать свои действия по определению предлога.)3. Выявление места и причины затрудненияЦель этапа: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.Учитель: Какое задание вы должны были выполнить?Почему у вас возникли затруднения? (Ответы учеников.)Укажите в 4-м предложении все части речи. Будет ли слово «благодаря» являться деепричастием?4. Построение алгоритма выхода из затрудненияЦель этапа:1) определить способы достижения цели;2) реализовать построенный проект, зафиксировать результат в таблице.Учитель: Что вам надо знать, чтобы преодолеть возникшее затруднение? (Надо вспомнить признаки предлога.)На какой вопрос отвечает предлог? (Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.)Что обозначает предлог? (Ничего не обозначает.)Каким членом предложения является? (Не является членом предложения.)«Благодаря» – это самостоятельная часть речи? (Нет, служебная. Это предлог.)Чем же необычен этот предлог? Как он образован? (Из деепричастия, т. е. из самостоятельной части речи.)Введение понятия «производный предлог»Учитель: Предлоги из 1, 2 и 3-го предложений тоже производные? (Нет.)Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Что вы будете изучать? (Производные и непроизводные предлоги.)Какие цели мы перед собой поставим? (Научиться отличать производные предлоги от непроизводных; понять, когда уместно употребление производных предлогов; понять, как изучаемая тема поможет нам в дальнейшем.)Первый вывод. Как различать производные и непроизводные предлоги? Задание: привести примеры производных и непроизводных предлогов, свериться с учебником, стр. 139, 1-й абзац.Задание: упр. 296, работа в парах, выписать по 5 словосочетаний с разными предлогами.Учитель: Вернемся к 4-му предложению. Почему вы не определили сразу, что «благодаря» – это предлог? На какую часть речи похоже это слово? (Слово похоже на деепричастие.)Задание: прочитать материал в учебнике на стр. 138.Учитель: Чему еще вам надо будет научиться, чтобы безошибочно находить в предложении производный предлог? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.)Задание: рассмотреть материал для наблюдения (предложения), выявить отличия, записать признаки в таблицу.1. Сегодня мы рассуждаем насчет побед в спорте.2. На счет наших спортсменов перечисляют зарплату.3. Шайба несколько раз пролетала мимо.4. Биатлонист выстрелил мимо мишени.5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиЦель этапа:1) зафиксировать новое содержание во внешней речи;2) продолжить работу по закреплению нового знания и создать условия для приобретения учащимися опыта применения нового знания.Учитель: Определите, в каком из двух предложений есть производный предлог. Из какой части речи он произведен?Заполняем таблицу на доске, выстраивая образец, проверяем ход рассуждения на двух последних предложениях и делаем вывод по второй цели урока (как отличить производный предлог от самостоятельной части речи), проговариваем таблицу друг другу в парах.6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцуЦель этапа: применить новое знание при решении учебной задачи с последующей проверкой применения нового знания по эталону.Учитель: Ребята, теперь выполните работу самостоятельно и запишите ответы в таблицу.Задание: выписать номер предложения с производным предлогом, сам предлог, указать, из какой самостоятельной части речи он перешел в разряд служебной части речи. Заполнить таблицу.1) Фигуристы шли самым трудным путем.2) Тренер убедил судью соревнований в необъективности путем веских доказательств.3) Бобслеист долго ходил вокруг спортивной арены.4) Чемпиону хорошо было видно все вокруг.5) Благодаря профессионализму строителей все Олимпийские объекты были сданы своевременно.6) Иностранцы разъезжались, благодаря за теплый прием страну – хозяйку Олимпиады. Эталон для самопроверки:Учитель: Кто правильно выполнил задание, в листе самооценки поставьте «+».У кого возникли затруднения, поставьте знак «?».При работе над каким предложением у вас возникли затруднения?Почему у вас возникли затруднения?Как можно проверить, правильно ли вы определили производный предлог? (Предлог можно заменить другим предлогом.)7. Включение в систему знаний. Работа в группахЦель этапа: применить новое знание при решении учебных задач. Работа с учебником.Учитель: Рассмотрим таблицу на странице 140 в учебнике. Какие это предлоги? С каким падежом они употребляются? (Это производные предлоги.)В каком стиле речи употребляются эти производные предлоги? (В официально-деловом.)Всегда ли уместно их употребление? (Нет, иногда возникают речевые ошибки.)Задание (по выбору): прочитать и выполнить устно:- упражнение 299;- создать текст в официально-деловом стиле с использованием данных предлогов (написать объяснительную записку по поводу пропуска уроков или другой ситуации).ПроверкаКто правильно выполнил задание, в листе самооценки поставьте «+».У кого возникли затруднения, поставьте знак «?».Реализация индивидуального домашнего заданияОтвет на вопрос: «Какое место тема «Производные предлоги» занимает в КИМах по русскому языку для 9-х и 11-х классов»?8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итоговЦель этапа: проанализировать и оценить собственную учебную деятельность на уроке.Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтобы его преодолеть? Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам ее достичь? Что было для вас самым трудным на уроке?В чем для вас практическая польза знаний, которые вы добыли на уроке?А теперь, пользуясь листом-навигатором, оцените качество полученных вами на сегодняшнем уроке знаний: А: Все понял, все умею, смогу объяснить другому.Б: Все понял, все умею, но другому объяснить не смогу.В: Мне надо еще все повторить, чтобы знать и уметь.Домашнее задание (по выбору):- выполнить упр. 301;- выполнить упр. 302.Дополнительно: понаблюдать за речью друзей, знакомых, выступающих по телевидению и записать 5-6 предложений с неверным употреблением предлогов в речи.Учитель: Каждый человек делает большое дело: он трудится, чтобы приносить пользу не только себе, но и своей семье, и своей Родине. Для вас же самое важное сегодня – хорошо учиться. И, по моему мнению, у вас это неплохо получается…Я, благодаря вам за работу, ухожу с прекрасным настроением.Ведь благодаря вас я получил много прекрасных эмоций…Учащиеся исправляют речевую ошибку учителя. Владимир КРИВОШЕЕВ, учитель русского языка средней школы №1 города Почепа Брянской области
Комментарии