search
Топ 10

Слияние школ: благо или проблема?

Сегодня в столице идет процесс создания крупных учебных школьных комплексов. Не секрет, что к этому процессу все относятся по-разному. У некоторых родителей он вызывает возражения, но, как становится ясно во многих случаях, это происходит от недостаточного информирования семей о том, что и как, к каким позитивным изменениям приведет. Для того чтобы дать эту информацию напрямую и без всяких обиняков, в Юго-Западном округе было проведено совещание директоров, заведующих, профсоюзных лидеров и председателей управляющих советов. Перед участниками совещания выступили опытные директора, прошедшие в последнее время процесс укрупнения школ, Ефим Рачевский (Центр образования №548, ЮАО) и Михаил Мокринский (лицей №1535, ЦАО), а также префект ЮЗАО Виктор Фуер и министр образования Москвы Исаак Калина. Основной доклад сделал начальник Юго-Западного окружного управления образования Алексей Александров.

Алексей АЛЕКСАНДРОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования:ЮЗАО и  достижение высокого качества образованияНа нашу встречу мы  пригласили  председателей родительской общественности и управляющих советов школ, председателей профсоюзных комитетов и директоров школ. В таком составе мы в этом году встречаемся впервые, хотя ранее было много встреч с различными целевыми аудиториями. Почему мы решили пригласить всех сегодня на такую встречу? Прежде всего потому, что заканчивается первый  учебный год реализации программы развития столичного образования на 2012-2016 гг., главные задачи которой, еще раз напомню:- максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных образовательных услугах;- создание условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося независимо от территории проживания и состояния здоровья;- эффективное использование интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании.Кроме того, с 01.07.2012 г. в полной мере вступает в действие 83-ФЗ, который ставит перед образовательными учреждениями новые финансово-экономические и организационно-управленческие задачи. Исходя из всего этого мы решили проинформировать педагогическую и  родительскую общественность о результатах работы образовательных учреждений округа в учебном году, а с другой стороны – выслушать все предложения для улучшения работы в будущем.Сегодня школьное образовательное пространство Юго-Запада представлено 194 образовательными учреждениями, из них 18,2% приходится на долю учреждений повышенного уровня, учреждения, работающие по традиционным программам составляют около 80%, и среди них есть 17 центров образования, которые обеспечивают преемственность всех ступеней дошкольного и общего образования, а также 14 учреждений «Начальная школа – детский сад», реализующих принцип преемственности дошкольного и начального общего образования. Для обучающихся, нуждающихся в вечерней, заочной и экстерной формах обучения, в округе  работают еще  3 вечерние сменные школы.О состоянии образования в ЮЗАО можно судить по разным параметрам, в том числе и по удовлетворенности населения качеством образования в наших учреждениях. Недавно проведенный в городе Москве сравнительный анализ показал  некоторое отставание в этом вопросе образовательных учреждений Юго-Западного округа от учреждений других округов: – по удовлетворенности родителей качеством образования в наших школах мы занимаем 7-е место в городе среди 10 округов;- по удовлетворенности родителей дополнительным образованием мы  на 5-м месте, разделяя эту позицию еще с тремя округами;    –  самую низкую оценку нам дали наши родители по вопросу использования в школах индивидуального подхода к ребенку, по данному параметру Юго-Западный округ в Москве  на последнем месте. Другим критерием эффективности работы наших учреждений могут стать результаты зачисления детей в 1-е классы:  плановые цифры приема в 1-е классы выполнили только 108 ОУ из 172, ведущих прием детей.Вместе с тем ситуация в разных ОУ различная. У нас  есть 10 ОУ, набравших от 100 до 125 детей, 5  ОУ, которые зачислили в 1-е классы более 125 человек. Однако есть и учреждения, которые испытывают серьезный дефицит детей и на сегодня не справились с задачей набора в 1-й класс. Кроме того, в 24 учреждениях частично не выполнены плановые цифры набора в 1-е классы, поскольку контингент детей этих школ был принят другими образовательными учреждениями, более привлекательными для родителей.Проблема наполняемости образовательных учреждений характерна не только для 1-х классов, она распространяется в целом на общее образование. Применительно к Юго-Западному учебному округу при имеющейся проектной мощности школ округа, насчитывающей более 105000 мест, практически пустуют около 11700. С учетом того что в среднем проектная мощность школы составляет 550 человек, по факту мы имеем практически 21 незаселенную детьми школу. Особо непростая ситуация обнаруживается в районах, в которых не планируется проведение широкомасштабного нового строительства (Гагаринский, Зюзино, Ломоносовский, Ясенево).Да, сегодня многие говорят так: вот придут дошкольники, и ситуация с набором в первый класс в будущем существенно улучшится. Однако расчет на дошкольников в некоторых случаях неверен, скажем, это  характерно для районов Гагаринский, Ломоносовский и Ясенево, когда в условиях имеющейся недоукомлектованности части учреждений общего образования средний прирост детей дошкольного возраста за последние 2 года в расчете на одно учреждение составил всего от 12 до 15 человек.Таким образом, речь идет о повышении привлекательности образовательного учреждения для родителей за счет создания в нем вариативных форм образования. Но это может происходить исключительно в условиях стабильно  работающих коллективов, в которых педагоги и руководители образовательных учреждений получают достойную заработную плату. В этой связи мы не должны забывать о новом критерии востребованности школы теперь уже со стороны учителя, поскольку именно от учителя зависит реализация какой-либо стоящей творческой задумки. Если посмотреть размер средней заработной платы наших учителей в сравнении с другими округами, то мы увидим, что, к сожалению, занимаем не верхние строчки в городском рейтинге. Однако проблема достойной оплаты труда учителя стала ключевой для стимулирования профессионального и творческого роста педагогов и для развития школы в целом. Игнорирование  этого факта может привести к серьезным ограничениям в создании широкой вариативности образовательных программ для детей и к невозможности привлечения для этой цели высококвалифицированных педагогов и ученых.  Это значит, что доступность образовательной среды для всего населения микрорайона школы не будет обеспечена должным образом. В конечном итоге это выразится в сокращении общего фонда финансирования учреждения за счет уменьшения контингента детей, родители которых предпочли данной школе другую, более успешную. Директора забывают, что окружные управления образования уже давно не управляют финансовыми потоками. Именно образовательное учреждение в настоящее время самостоятельно за счет нормативной субсидии выстраивает программу обеспечения стабильного финансирования школы и стимулирования своих сотрудников по их результатам работы. Поэтому одна из важнейших задач на сегодня для образовательных учреждений – проведение глубокого и грамотного анализа самодостаточности школы и на его основе разработка обоснованной программы перспективного развития учреждения. Помочь в этом и призваны управляющие советы, которые в соответствии с 83-ФЗ наделены значительными полномочиями по определению стратегии развития образовательного учреждения и принятию необходимых для ее реализации организационно-финансовых решений.Могут ли школы, их первичные профсоюзные организации и  управляющие советы самостоятельно просчитать уровень своих средств? Да, безусловно, могут. В постановлении Правительства Москвы №516-ПП от 01.11.2011 г. зафиксированы финансовые нормативы на одного ребенка, которые выделяют каждому образовательному учреждению, исходя из его контингента, в виде субсидии, остается только прочитать и подсчитать.Если подсчет показывает достаточность получаемого школой от государства общего объема финансовых средств, то скорее всего педагогический коллектив этой школы выстроил верную образовательную траекторию своей работы. Однако есть учреждения, особенно малокомплектные, в которых складывается другая картина. Например, одна из школ получает в настоящее время от государства более 73 млн руб. в год. В условиях нормативного финансирования она способна позволить себе только треть от этой суммы. Фактически при имеющемся  контингенте детей в 263 человека школа может финансово обеспечить работу только 1/3 своих педагогов, а значит, коллектив этого учреждения вместе с управляющим советом должны решить, как будут выполняться взятые на себя школой образовательные обязательства. На наш взгляд, это происходит из-за того, что ни управляющий совет, ни директор образовательного учреждения не смогли сформулировать перед педагогами и родителями перспективы развития образовательного учреждения, что ведет к возникновению конфликтной ситуации. Чтобы избежать этого, каждому образовательному учреждению сейчас необходимо провести аудит собственных финансовых возможностей и анализ качества используемых образовательных программ. Чтобы помочь школе в реализации новых для нее задач, мы в течение года проводили учебу по основам финансовой деятельности со всеми руководителями образовательных учреждений, а также с их бухгалтерами, председателями профсоюзных организаций, родителями, проводили обсуждение возможных механизмов решения проблем. Как  показывает образовательная практика, инициативные предложения по изменению структурно-содержательной основы в работе ОУ поступают именно от тех школ, руководители которых активно включались сами и не боялись подключать к работе своих коллег, а также органы самоуправления. В настоящее время прошла реорганизация по 19 поступившим заявкам, в которую вошли 39 образовательных учреждений, в состоянии ожидания реорганизации находятся 6 учреждений, но мы принципиально не хотим искусственно форсировать события, поскольку самое главное для нас – понимание необходимости в реорганизации со стороны педагогов и родителей учащихся тех учреждений, которые планируют эти процедуры.Что чаще всего берут за основу преобразований образовательные учреждения? Какие существуют механизмы повышения качества образования на основе структурно-содержательной модернизации школы? Практически год назад мы обсуждали  с педагогической общественностью ЮЗАО возможные варианты решения этой проблемы и определили основной механизм в работе Юго-Западного учебного года на ближайшие 5 лет. Это  формирование единого образовательного пространства на основе создания укрупненных территориальных и профильных образовательных комплексов.   Объединение ресурсов учреждений дошкольного и общего образования в состоянии не только обеспечить преемственность образовательных программ дошкольной и начальной ступеней, но и привлечь родителей дошкольников к поступлению в 1-е классы именно тех школ, которые включены в интеграционные группы. Достаточно привлекателен для родителей путь интеграции ресурсов как малокомплектных, так и вполне самодостаточных школ с учреждениями дополнительного образования, а также с центрами психолого-медико-социального сопровождения; такая  заинтересованность связана прежде всего с расширением предоставляемых для детей и их родителей образовательных услуг в области социализации и развития творческих возможностей ребенка.Наконец, нельзя недооценивать возможности ресурсов окружающего школу социума – научных институтов, культурных центров, учреждений сферы физической культуры и спорта, а также профессионального образования; именно содружество со специалистами данных учреждений и ведомств способно обеспечить создание в школе развивающей образовательной среды, а также высокого качества профильного образования.Каждый из перечисленных механизмов в конечном счете способствует созданию в учреждении на основе интеграции имеющихся и привлеченных ресурсов нового содержания образования и нового качества школьной жизни.Информация к сведениюДля оптимизации сети и рационального использования зданий образовательных учреждений системы Департамента образования в 2011-2012 учебном году проведена реорганизация образовательных учреждений.Район Академический:- гимназия №1534 реорганизована путем присоединения к ней начальной школы – детского сада №1715 (приказ Департамента образования города Москвы №788 от 27.10.11);- детский сад №2486 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №252 (приказ Департамента образования города Москвы №170 от 06.04.12);- детский сад комбинированного вида №1388 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №566 (приказ Департамента образования города Москвы №173 от 06.04.12);- средняя общеобразовательная школа №521 реорганизована путем присоединения к ней детского сада №2017 и детского сада №2019 (приказ Департамента образования города Москвы №310 от 15.05.12).Район Гагаринский:- средняя общеобразовательная школа №192 реорганизована путем присоединения к ней детского сада №625 (приказ Департамента образования города Москвы №314 от 15.05.12);- детский сад №1448 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №1811 (приказ Департамента образования города Москвы №169 от 06.04.12);- средняя общеобразовательная школа №120 реорганизована путем присоединения к ней детского сада №36 (приказ Департамента образования города Москвы №315 от 15.05.12).Район Зюзино:- средняя общеобразовательная школа №658 реорганизована путем присоединения к ней ВСОШ №188 (приказ Департамента образования города Москвы №167 от 06.04.12).Район Коньково:- детский сад №1392 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №237 (приказ Департамента образования города Москвы №168 от 06.04.12).Район Котловка:- средняя общеобразовательная школа №535 реорганизована путем присоединения к ней школы №563 (приказ Департамента образования города Москвы №309 от 15.05.12).Район Ломоносовский:- Центр развития ребенка – детский сад №2558 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №1225 (приказ Департамента образования города Москвы №172 от 06.04.12);- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1361 реорганизована путем присоединения к ней школы №28 (приказ Департамента образования города Москвы №299 от 12.05.12);- детский сад общеразвивающего вида №1276 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №203 (приказ Департамента образования города Москвы №171 от 06.04.12);- средняя общеобразовательная школа №7 реорганизована путем присоединения к ней детского сада №1489 (приказ Департамента образования города Москвы №312 от 15.05.12).Район Обручевский:- средняя общеобразовательная школа №9 реорганизована путем присоединения к ней школы №611 (приказ Департамента образования города Москвы №313 от 15.05.12);- средняя общеобразовательная школа №1100 реорганизована путем присоединения к ней детского сада №1506 (приказ Департамента образования города Москвы №311 от 15.05.12);- Центр образования «Школа здоровья» №46 реорганизован путем присоединения к нему детского сада №438 (приказ Департамента образования города Москвы №882 от 17.11.11).Район Северное Бутово:- средняя общеобразовательная школа №1174 реорганизована путем присоединения к ней Центра развития ребенка – детского сада №1856 (приказ Департамента образования города Москвы №166 от 06.04.12).Район Ясенево:- детский дом №37 реорганизован путем присоединения к нему школы-интерната №24 (приказ Департамента образования города Москвы №643 от 20.09.11).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту