search
main
0

Славянская культура. Познание минувших дней украшает умы

Гражданская позиция и патриотизм – две неразрывные составляющие одного целого. Слова великого поэта «А что такое гражданин? Отечества достойный сын!» сегодня актуальны как никогда. Воспитание человека – гражданина и патриота – одна из наиболее важных задач, стоящих перед школой. Особенно способствуют ее решению уроки мировой художественной культуры. Ведь именно они призваны раскрыть духовную сущность этих понятий, помочь проникнуть в глубину духовной жизни своего народа, родной страны. На уроках МХК нравственное содержание народной культуры и искусства выступает на первый план, а его гуманистическая направленность освящается многовековой историей развития народов.

Мне думается, что распространенное мнение о том, что воспитанию патриотизма способствует изучение истории и культуры исключительно «своего» народа, глубоко ошибочно. Осознание роли и места родной культуры в огромной интернациональной семье не менее важно. Однако это не умаляет важности глубокого проникновения в сущность формирования национального характера, истоков духовности собственного народа.

Тема «Природные условия, жизнь, быт восточных славян». 4-й класс

Цель: Показать влияние природных условий жизни на особенности формирования культуры.

Ход урока:

1. Активизация имеющихся знаний.

Что вы знаете о наших далеких предках?

Как назывались племена, от которых произошли русские, украинцы, белорусы?

Где они первоначально селились?

Как они жили?

2. Беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие народы составляли древнерусскую народность?

2. Как отзывались о древних славянах путешественники?

3. Как природные условия сказались на формировании характера и культуры наших предков?

4. Как повлияло на формирование культуры расположение Руси между Западом и Востоком?

5. Были ли славяне изначально единым народом? В чем выражалось различие между племенами?

6. Как жили древние славяне? Что вы можете сказать об особенностях их быта?

7. Расскажите о государственном и общественном устройстве их жизни.

Материал к уроку:

Русский народ вместе с украинским и белорусским вплоть до XIV в. составлял древнерусскую народность, которая исторически сложилась в эпоху Киевской Руси на основе племен и племенных союзов восточных славян.

Славяне были известны соседям издревле. Иностранные путешественники отзывались о них по-разному.

Задание:

Прочитайте отзывы путешественников о славянах. (Чтение вслух).

Древнерусские владения охватывали большую часть Восточно-Европейской равнины. Ландшафт и климат здесь не отличались слишком резкими контрастами, природа спокойна и величава. Неспешно текущие реки, без буйства красок и форм пейзажи. Природное окружение мало способствовало развитию душевной пылкости живущих на этих просторах людей. Оно скорее располагало к задумчивости, к протяжным песнопениям, к несуетным повествованиям: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич…» Такие плавные ритмы и певучесть слога старинных сказаний имеют внутреннее родство с усвоенным нашими предками образом родной природы.

Обширность пространства пугала древнего славянина незащищенностью родных границ, но неохватность просторов одновременно восхищала наших предков:

Высота ль, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские…

«Былина о Соловье Будимировиче»

Широта и раздолье родной природы отразились в духовной жизни. Что дороже всего певцу-сказителю? Воля вольная. Что выше всего он ставит в человеческой натуре? Удаль молодецкую. Своеобразен климат Русской равнины. Родная природа «часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».

Короткое лето приучало к чрезмерному кратковременному напряжению сил и к длительному отдыху в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Географическое положение Руси обусловливает особенности ее культуры. Она открыта, не отторгает чужого, а, наоборот, усваивает и перерабатывает. В русской культуре сливаются Восток и Запад: ведь Россия находится на границе двух цивилизаций. Славяне жили общинами, родами, в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Они много воевали, защищаясь от врагов и обогащаясь за счет военной добычи. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружен и входил в ополчение. Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом. Выделялись вожди (князья), которые возглавляли военные походы. Вокруг князей складывались дружины – группы постоянных боевых соратников, друзей. У славян рабства практически не существовало. Пленным через некоторое время предоставлялся выбор: вернуться на родину, заплатив выкуп, или остаться, но уже в качестве свободного человека.

Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Каждое объединение славян в древности имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают». А древляне «живут зверинским образом», убивают друг друга, едят «все нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «все нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, бобы, горох; выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели ее в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

В северных лесных районах вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчевывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трех-четырех лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками. Южные территории восточно-славянского мира были более высокоразвитыми, чем северные. Этому способствовали благодатные природные условия (теплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере. Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетеными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество – сбор меда диких пчел. Самое безопасное место для древнерусского человека – его дом (хоромина). Это важнейшая часть его мира. Для защиты от недобрых людей хоромину строили из толстых бревен, окружали прочным плетнем или частоколом. Чтобы уберечься от сверхъестественных напастей при постройке дома – соблюдали множество правил. Запрещалось использовать бревна «буйных» деревьев (например тех, что росли у перекрестков дорог), такое бревно выберет момент и разрушит дом. Начиналось строительство с принесения жертвы (коня, петуха или курицы). Бывали и человеческие жертвоприношения. Под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен – клочки шерсти.

Двери и окна окружали деревянной резьбой, отпугивающей темные силы (круг – символ солнца, растительный орнамент), кровля венчалась коньком – головой коня или птицы. Внутри дома находились священные предметы: печь, матица (серединный брус, часто резной), стол, красный угол с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих предметов отправлялись домашние обряды: роды, погребения. Печь была местопребыванием домашнего огня, оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне и т.д.

С домом в русском фольклоре связано множество примет, заговоров, загадок, предписаний.

3. Работа с историческими источниками.

Прочитать заметки путешественников о погребальном обряде древних славян. В чем сходство их с погребальными обрядами других народов? Чем вы можете это объяснить? Почему разные путешественники описывают разные обряды?

4. Письменная работа с последующей проверкой.

Опишите дом славянина по плану:

1. Почему постройка дома была так важна для наших предков?

2. Какие правила соблюдались при постройке дома?

3. Как выглядел славянский дом снаружи?

4. Каково было внутреннее убранство дома? Какие предметы этого убранства считались священными?

5. Домашнее задание.

Найти загадки, приметы, заговоры, связанные с домом. Выписать в тетрадь наиболее понравившиеся. Указать источник получения информации.

Марина ФРОЛОВА, учитель гимназии № 2, Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте