search
main
0

Славный род

Откуда мы тут все взялись

Так получилось, что в 2022 году мне пришлось много общаться с музеями, архивами, библиотеками. Практически везде я слышала в том или ином виде упоминания о том, как мало современная молодежь знает о своем родном крае, о семье. Да и свой собственный опыт, первый-второй год работы в школе (1996-1997), помню отчасти потому, что именно благодаря реакции своих учеников я начала писать разработки, проводить тематические занятия, писать статьи и ставить подобные темы в планы курсов повышения квалификации преподавателей.

Тему родословной можно подавать на уроке по-разному
Фото из личного архива автора

Дело в том, что я тогда задала им простые вопросы: «Когда был основан наш Академгородок? Когда и где был запущен первый искусственный спутник Земли?» И так далее. Выпускники ответили молчанием. Конечно, не все и не всегда показывают свое незнание неэкзаменационной темы. Но и сегодня сотрудники разных учреждений рассказывают, что пришедшие на мероприятие старшеклассники, студенты не могут ответить на те же вопросы, не знают, кто такой основатель Сибирского отделения РАН академик Михаил Лаврентьев, почему ему поставили памятник и его именем назван проспект, где расположены научно-исследовательские институты. «Представляете, не узнают его на фотографиях в лицо!» – такую фразу я слышала не раз. Представляю. Бывает и «лучше». Прихожу в учреждение, предъявляю паспорт и слышу: «Ой, а вы однофамилица или родственница? Может, вы нас просветите, кем был ваш родственник?»

А ведь в значительной степени отсутствие знаний о своей родословной, равно как и родных местах, идет из семьи. Я, например, выросла в огромной семье, и у нас всегда рассказывали истории о прошлом, о родных и близких. Иногда возникает ощущение, что так поступают далеко не все. Когда я предложила школьникам сделать небольшие рассказы или презентации об их семьях, натолкнулась на сложности совершенно неожиданного толка: «Вам хорошо, а вот у нас никого знаменитого нет!» Другая проблема заключалась в том, что многие дети растут в разведенных семьях, часто подростки просто не хотят говорить о личном. Пришлось хорошенько поработать над планом урока, чтобы подробно разъяснить, как можно составить рассказ, не раскрывая никаких секретов, не касаясь болезненных тем.

На семинарах и лекциях, беседуя с коллегами, приводила простейший пример из учебника английского языка для второго класса. В теме «Моя семья» предлагается вопрос «На кого ты похож?». В любом классе были дети, растущие по тем или иным причинам с одним родителем или с опекуном, с дедушкой и бабушкой. Малышей можно ранить данным вопросом просто потому, что они пока еще не умеют отвечать или, наоборот, считают, что нужно говорить правду. Не раз бывало, что взрослые слушатели ахали: «У меня ребенок ответил: «Не знаю», а я его отругала!»

При большой нагрузке (около 30 часов) у меня были ученики со второго по одиннадцатый класс, одиннадцать подготовок, две смены. Со всеми я начинала беседу, показывая им одну фотографию и выстраивая тему соответственно уровню владения языком и возрасту.

Снимок 1904 года. Здесь уже надо делать паузу, потому что даже для старшеклассников такая дата почти непредставима, большинство не знают, что фотография тогда уже существовала. Объясняю, здесь снята одна семья. До изобретения фотографии в ХIХ веке возможность запечатлеть себя, своих родных существовала только у людей состоятельных. Подростки мигом делают вывод: так вот почему во всех картинных галереях висят портреты князей, графов, королей и королев и почти нет изображений простых людей! По моему наглядному пособию видно, что к съемке тогда тщательно готовились, наряжались, выстраивали кадр. «Да это же вовсе не селфи!» Если кто-то заинтересовался именно изобретением, я только поощряю, пусть поищут в Интернете нужные сведения.

В центре хранящегося у меня семейного портрета моя прапрабабушка, она держит на руках младенца в платье для крестин – мою прабабушку. Справа под руку стоят молодые супруги: Прасковья, еще одна прабабушка – прачка – и Дмитрий, ее муж – рабочий. Отмечу, что слово «прачка» ни по-русски, ни по-английски обычно детям незнакомо. Сколько лет молодой паре? Ей 17, ему 19. У выпускников, конечно, это вызывает изумление. Считаем остальных, шестеро детей разного возраста, младшему, новоиспеченному дяде, лет шесть.

Что ожидало эту большую семью? В 1914 году началась Первая мировая война, в 1917 году произошла революция в России. У Прасковьи и Дмитрия было девять детей, моя бабушка Евгения старшая. В 1918 году дети осиротели, и Евгения оказалась за старшую. К тому времени у нее было приличное образование, сначала церковно-приходская школа, а в девять лет, в 1913 году, по рекомендации учителя ее приняли в женскую гимназию бесплатно как талантливую стипендиатку из бедняков. Кстати, туда же через год приняли и ее сестру, проявившую незаурядные способности. Так как у них была всего одна пара обуви на двоих, зимой они ходили на уроки по очереди, через день. Но экзамены сдавали успешно.

Бабушка спокойно рассказывала о делах давно минувших дней. Оставшись главой большого семейства в 14 лет, она пошла в отдел образования, где работала инспектором та же женщина, которая ежегодно проверяла знания учащихся гимназии. Выслушав юную посетительницу, чиновница предложила ей пойти работать в школу, учить грамоте взрослых. Так и началась трудовая деятельность моей бабушки Евгении. Всех братьев и сестер она сумела поставить на ноги. В начале 1920‑х по призыву правительства поехала в деревню налаживать образование. Создала проект школы, за который получила премию в Москве на выставке ВДНХ, а позднее на приеме для педагогов в Кремле ей вручил орден председатель правительства страны Михаил Калинин. Школу выстроили по ее проекту, и в 24 года она стала директором. Во время войны вела все предметы. В 1920‑е годы по стране в поисках новых талантов ездили сотрудники МХАТа, по легенде, в группе был Владимир Немирович-Данченко. Посмотрев школьную постановку, где бабушка была и сценаристом, и режиссером, и актрисой, предложил ей поехать в Москву. Но она отказалась, потому что всю жизнь видела себя прежде всего учителем и матерью большого количества людей. Своих детей у нее было четверо, но ведь она вырастила собственных братьев и сестер, а также брала на воспитание сирот. Вот такая история совсем не знаменитой родственницы.

Здесь я останавливаюсь и предлагаю школьникам для начала попробовать расспросить своих бабушек и дедушек. Где и как они познакомились, когда и почему приехали в Сибирь, как оказались в Академгородке. А может быть, они коренные сибиряки, как мои деды с отцовской стороны? Старшеклассников знакомлю со словом «челдон», по словарю Даля это означает «странник, ссыльный», часто тот, кто выступал против царского режима. Моя бабушка очень гордилась тем, что ее родословная уходит на 300 лет назад, и не забывала упомянуть, что происходит из челдонов.

Почему советую детям расспросить сначала старшее поколение? Все по тем же причинам: не надо травмировать детей. «У меня только тетя и дядя», – смущаясь, шепчет девочка. А у них есть или были родители, есть семейные альбомы, есть другая родня? В итоге презентация школьницы-сироты оказалась самой интересной, а позднее она доверительно сообщила мне: ее родным так понравилось задание, они с таким удовольствием отвечали на вопросы, что все незаметно сблизились.

Новосибирский Академгородок был всесоюзной стройкой. Это означает, что сюда съехались представители всех национальностей. (По подсчетам демографов, в Сибири мирно сосуществуют около ста национальностей.) Строители, ученые, педагоги, продавцы, очень много молодежи. Многие здесь осели. Создавались семьи, появлялись дети. У нас можно встретить довольно необычные сочетания, где у отца и матери могут быть совсем разные традиции, разные истории. Нашими соседями по дому, например, была еврейская пара – научные сотрудники. Их дочь вышла замуж за бурята. Недавно встретила их теперь уже взрослую дочь, ее муж – армянин. Мы все живем в одном месте, у нас общий язык, общая культура. Местная присказка о живущих в Сибири: «Если больше четырех кровей, ты русский». Вопрос о национальности мне никогда не приходилось задавать. Отвечать пришлось один раз, в США. Там в университете мне предложили заполнить анкету: «Белый. Афроамериканец. Латин. Азиат. Другое». Я затруднилась с ответом. Дома меня, да и никого из знакомых, никто никогда не спрашивал о цвете кожи.

Откуда мы тут все взялись – большая и важная тема. Ее можно подавать на уроке по-разному.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте