search
main
0

Слава ПОЛУНИН: Я все время учусь у детей быть искренним

Скоро Новый год. Это тот самый заветный праздник, во время которого мы прощаемся с пережитыми моментами и встречаем новый этап в жизни, подводим итоги, размышляем, какие ошибки совершили, и обещаем себе, что уж в новом году мы их точно не повторим, вспоминаем радостные события и приятные достижения, втайне надеясь пережить их вновь. Новый год – это праздник, благодаря которому мы сближаемся со своими родными, семья становится крепче, и мы с удовлетворением понимаем – этот период жизни, хороший или плохой, завершен. Впереди новый. Надо к нему подготовиться. А пока – расслабиться и набраться свежих сил и впечатлений, сходить на концерт или представление, поговорить с интересным человеком. Например, со Славой Полуниным, народным артистом Российской Федерации, знаменитым клоуном и мимом, ежегодно радующим своих поклонников культовым новогодним «сНежным шоу». Также Славу Полунина любят и помнят за роль неподражаемого Асисяя, милого клоуна, за его искреннюю любовь к книгам, желание учиться и с каждым годом становиться только лучше, доброту и любовь к искусству. Мы решили поговорить со знаменитым артистом и узнать, каким был этот год, что происходит интересного в театральной жизни Москвы, чем готов изумить своих поклонников. Любовь к чтению и искусство правильного составления библиотеки, грандиозное шоу в Москве и новогодняя елка на центральной площади Лондона, экзамены для поступления в Академию дураков и новогодние поздравления – в интервью Славы Полунина «Учительской газете».

– Вячеслав Иванович, здравствуйте! Эразм Роттердамский в «Похвале глупости» писал, что нет смысла делить людей на дураков и умных: дурак и есть дурак, а умный, желая возвыситься над дураком, тоже ведет себя как дурак. «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков», – подводит он грустный итог. Прав ли был великий голландский философ, прозванный князем гуманистов?

– В каком-то смысле, наверное, прав. Но для меня дурак – явление более широкое. Это не про ум или его отсутствие, это про владение искусством радоваться жизни, умение удивляться, способность смотреть на мир под непривычным углом зрения.

– Все великие умы человечества любили читать и знали, какие книги надо хранить в своей библиотеке. Великий немецкий писатель Генрих Манн писал, что «дом без книг, как комната без окон». Английский поэт Чарльз Лэмб восторгался искусством правильно собрать свою библиотеку: «Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке! Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов: вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу». Конфуций мудро наставлял: «Независимо от того, насколько вы заняты, вы должны найти время для чтения или сдаться собственному невежеству», а Максим Горький вдохновенно писал: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству». Вспомним и современных писателей, например Джоан Роулинг, которая метко подметила: «Книги – это зеркала: если туда заглядывает дурак, нельзя ожидать, что оттуда выглянет гений». Можно еще вспомнить Тириона Ланнистера, популярного героя серии романов Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», который как-то сказал: «Наш разум нуждается в книгах, как меч – в точильном камне, чтобы не затупиться…» Так вот, может ли чтение стать лекарством от глупости?

– Смотря что считать глупостью. Я не уверен, что глупость требует лекарства. А чтение – это прежде всего удовольствие.

– Недавно у вас вышла работа «187 книг, которые должен прочесть каждый дурак». В ней вы собрали все те книги из своей библиотеки, выпущенные на русском языке, которые вам особенно дороги. Можете ли вы представить свою жизнь без этих книг?

– Я очень люблю книги, люблю читать. Я даже в детстве мечтал стать библиотекарем. Наверное, без книг моя жизнь была бы совсем иной, но мне сложно это себе представить.

– На Западе почему-то исчезает традиция хранения книг в домашних библиотеках. В США, например, обычно в домах лежит десяток-другой популярных романов в мягкой обложке, которые как положили на полку, так они там и будут лежать долгое время. Оттого вдвойне отрадно, что в России до сих пор существует замечательная культура хранения книг в домашних библиотеках. Как, на ваш взгляд, правильнее всего составить библиотеку?

– Это мое любимое занятие. У меня 7 разных библиотек, к их составлению я отношусь очень серьезно и тщательно. Я не пропускаю ни одной книжной новинки, касающейся круга моих интересов. У меня, наверное, одна из лучших в мире библиотек по клоунаде. А еще в моих библиотеках прекрасная коллекция фантастики и книг о комедии, о праздниках и карнавалах, об уличном театре и пантомиме, об авангардном театре и ландшафтном дизайне…

– Правильно составить свою библиотеку – одно из самых сложных искусств в мире. Вроде бы делов-то – все разложить по полочкам, занятие на пару минут. Но нет, это крайне сложная задача. Как понять, от каких книг можно избавляться, так как они больше не пригодятся, а какие оставить на всю жизнь? Существует ли какой-то верный, проверенный временем подход?

– Мне кажется, что это индивидуально. Я с какими-то книгами, которые мне оказываются не очень интересны, расстаюсь легко. А другие, которые мне очень нравятся, покупаю по нескольку раз и потом дарю своим друзьям.

– Над чем сейчас работаете? Чем готовы изумить своих почитателей?

– Мы сейчас готовим грандиозную выставку, которая пройдет в Центральном Манеже в Москве. Выставка – это «полное собрание моих приключений», всего того, что случилось со мной и с теми видами искусств, которыми я занимаюсь, за последние 50 лет. Я очень увлечен этим проектом, в него я и члены моей команды вкладываем все силы. Нас поддержал Департамент культуры Правительства Москвы, и мы очень надеемся, что 27 марта, в День театра, двери Центрального Манежа в Москве распахнутся и впустят первых посетителей.

– В недавней беседе «Reskilling Talks: Принцип трикстера: лидерство не под фонарем» вы рассказали, как важен университет. Позволю себе вас процитировать: «Университет – это праздник жизни среди молодежи. Потому что, когда вокруг тебя десятки, сотни молодых людей, полных энергии и желания воплотить свои мечты, это настоящая сила, которая не покидает всю жизнь, толкает тебя вперед. И я полон этой силы. Ее бы не было, просиди я несколько лет в одиночку в библиотеке. Со мной очень талантливые, замечательные ребята, благодаря которым я узнал, какое же это счастье – жить». Сейчас учеба постепенно переходит в онлайн-формат. Поможет ли он возникновению в душе такого чувства, как товарищеская солидарность?

– Я не уверен, что учеба должна проходить только в онлайн-формате. Общение очень важно, без него многое теряется. Я всегда стараюсь учиться чему-нибудь или создавать что-то в компании друзей.

– Кого бы вы назвали своим учителем? Тем, кто всему вас научил?

– У меня много учителей. Если бы я задался целью написать их имена, одного листа точно не хватило бы. Я учился у Чаплина и Марсо, у Монтеня и Бахтина, у Енгибарова и Монти Пайтон; я все время учусь у детей быть искренним, учусь у индусов приятию жизни, учусь у буддистов спокойствию, учусь постоянно, потому что мне это очень нравится.

– Вся жизнь – это учеба или череда экзаменов, которые надо снова и снова сдавать?

– А вот экзамены я ненавижу. Понимаю, что в каких-то случаях они необходимы, но для меня лично это ужасное испытание, унижение, стресс. Поэтому в моей школе экзаменов никогда не бывает. Бывают только праздники и веселье, в атмосфере которых ученики постигают науку клоунады или уличного театра, например.

– Какие экзамены надо сдать, чтобы стать настоящим, стопроцентным дураком?

– Не то чтобы экзамены. Просто надо доказать, что ты и впрямь дурак. Некоторые пишут научные труды, типа «Одиночество непарного носка в истории цивилизации», другие всей своей жизнью доказывают и подтверждают высокое звание академика нашей академии.

– Скоро Новый год. Какой подарок от Деда Мороза ждете?

– Вот тут небольшая неувязочка: я столько лет сам превращаюсь в Новый год в Деда Мороза, даже на центральной площади Лондона как-то елку зажигал, что не всегда успеваю попросить что-нибудь для себя у коллеги Деда Мороза.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Во-первых, конечно, здоровья, а во-вторых, побольше улыбаться. Всегда. Несмотря ни на что.

– Спасибо вам! С наступающим Новым, 2022 годом!

– Спасибо! И вас с наступающим, и всех-всех-всех читателей «Учительской газеты»!

 

Досье «УГ»

Слава Полунин родился в 1950 году в старинном городе Новосиль Орловской области. Окончил Ленинградский государственный институт культуры имени Н.К.Крупской и эстрадное отделение ГИТИСа. В 18 лет организовал знаменитый на весь СССР мим-театр «Лицедеи», в котором выступал в образе клоуна Асисяя, исполняя до сих пор популярные театральные номера «Асисяй!», «Низзя», «Грустная канарейка» и многие другие. Кроме того, выступил в качестве организатора таких фестивалей, как «Мим-парад», «Конгресс дураков», Всесоюзного фестиваля уличных театров и крупнейшего европейского фестиваля уличных театров «Караван мира».

Многократно снимался в небольших ролях в кинофильмах «Только в мюзик-холле» (1980), «Небывальщина» (1983) Сергея Овчарова, «И вот пришел Бумбо» (1984) Надежды Кошеверовой, «Убить дракона» (1988) Марка Захарова. Вместе с труппой «Лицедеев» участвовал в фильме «Как стать звездой» (1986), а также сыграл главную роль в фильме Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» (1996).

С 1988 года Слава Полунин работает в основном за границей. В 1991 году стал артистом знаменитого на весь мир канадского цирка Cirque du Soleil. Поставил 30 шоу-спектаклей: «Фантазеры» (1969), «Чудаки» (1982), «сНежное шоу» (1993), «Дьябло» (1997), который был подготовлен Полуниным совместно с Терри Гиллиамом, британским режиссером и актером, участником знаменитого комедийного ансамбля «Монти Пайтон», где они оба играли главные роли, а также «Воздушные замки» (2007) и многие другие. За шоу «Живая радуга» королева Великобритании Елизавета II удостоила Славу Полунина звания «Почетный житель Лондона».

В настоящее время проживает во Франции в небольшом поместье около Парижа «Желтая мельница», ставшем для Славы Полунина творческой лабораторией, в которой артист решил реализовать мечту русско-французского театрального теоретика, режиссера и драматурга Николая Евреинова о театрализации обыденной жизни в том месте, где соединены природа, ежедневность и искусство.

Ежегодно Слава Полунин проводит в России «сНежное шоу», в рамках которого показывает свои знаменитые на весь мир спектакли. В 2021 году совместно с Наташей Табачниковой выпустил в издательстве «Бомбора» книгу «187 книг, которые должен прочесть каждый дурак».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте