search
main
0

Слава победителя придает блеск имени. Но требует еще большего внимания к своим речам и поступкам

XIV конкурс Ханты-Мансийского автономного округа – Югры прошел под эгидой Года молодежи. О свойственном цветущему возрасту легкомыслии и о бесстрашной решимости, с которой молодые люди добиваются поставленных целей, дискутировали на публичных лекциях и во время игры «Дебаты». Лучшие педагоги региона, собравшись на самое широкомасштабное представление профессионального опыта, в который раз задались вопросом, чему они учат своих учеников. У любого из 15 конкурсантов были свои ответы на каверзные вопросы, но разные подходы к проблеме просветительской деятельности стали лишь дополнительной нитью в связке. А объединил позиции в эти дни девиз, позаимствованный у Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

Туры конкурса разбили на два блока. Первый этап ознаменовался состязанием учителей-мастеров, второй призван был выявить лидерские качества участников. Рядом с математиками и физиками, русистами и «иностранцами», хотя и оцениваемые собственным профессиональным жюри, соревновались за звание самого ревностного хранителя национальных традиций учителя родного языка. Три педагога демонстрировали мастерство ведения уроков по хантыйскому языку, двое – по мансийскому. Не обошли и красот хантыйской литературы, которую раскрыла истинная хозяйка этих мест. Из шести участников II конкурса «Учитель родного языка» четверо – выпускники Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени Герцена. Двое окончили вузы Югры. Все они – носители традиционной культуры и языка обско-угорских народов.

Задача должна быть кусачей, иначе она не задача!

На представлении своего педагогического опыта учитель начальных классов школы №4 Мегиона Людмила Рыкалина отметила важность моделирования. Как и многие ее коллеги, Людмила Ивановна за 18 лет работы не раз сталкивалась с проблемой снижения интереса младших школьников при решении текстовых задач. Анализ показал, что ребенок, столкнувшись с новым типом, зачастую не может применить ранее усвоенный способ. Основная группа детей решает задачи только по аналогии, порой для них непонятны сюжеты, а у большинства вызывают трудности взаимосвязи, что не дает им увидеть ход решения. Поэтому Рыкалина определила для себя, что задачи служат средством формирования многих математических понятий, но главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также развития мышления детей.

Широкое использование моделирования в учебном процессе коренным образом меняет характер обучения. То обучение, где моделирование используется систематически, способствует формированию теоретического типа мышления и выступает как учебное действие контроля, необходимое для развития у учеников рефлексирующей деятельности. На основе полученного опыта Рыкалиной в сотрудничестве с коллегами созданы сборники для первых и вторых классов. У ее учеников не только нет никакого снижения интереса к учебе, напротив – они создали «Клуб кота Потряскина», где для тренировки решают свои любимые задачки: не очень сложные – по программе и весьма серьезные – олимпиадные. Ищут для своих занятий задачи сами и находят пути для наиболее оптимального их выполнения тоже самостоятельно. А Людмила Ивановна убеждается все сильнее, что использование метода моделирования выводит учебный процесс за пределы собственно математики на более широкое поле деятельности, не обременяет учебный процесс, а делает его более интересным, насыщенным и продуктивным.

Восхождение на Эверест

Учитель физической культуры из поселка Красноленинский Сергей Фомин взял себе в качестве путеводной нити постулат Томаса Карнейля: «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».

Сергей Александрович уверен, что привлечение всех школьников к спортивным соревнованиям способствует формированию у них положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а также повышению эффективности спортивно-массовой работы в школе.

Возраст сам по себе не дает никаких преимуществ. Активный образ жизни говорит о том, что человек не равнодушен ни к себе, ни к окружающим. А для того, чтобы ребята поняли, что усилия по развитию своих спортивных навыков не напрасны, Фомин выстроил 150-сантиметровый Эверест, где малые достижения ютятся у подножия, а головокружительные отмечаются пометкой у самого пика высочайшей вершины.

– Физическая культура не должна быть лишь школьным предметом, – считает Сергей Александрович. – Это неразрывная часть общей культуры человека. И главное – это приобщение всех школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни.

Мостик не должен быть шатким

– Я часто размышляю о роли языка, – делилась с коллегами «немка» Людмила Тарасова из школы №23 с углубленным изучением иностранных языков Нижневартовска. – Как и многие из конкурсантов, я отношусь к поколению людей, которые были воспитаны в атмосфере уважения к слову. Каждый из нас помнит те счастливые минуты, когда мы с нетерпением ожидали момента встречи с героями любимых книг. Я зачитывалась произведениями Булгакова, Пастернака, а как меня всегда вдохновляла поэзия Ахматовой, Цветаевой! В 14 лет поразил Гете, он пробудил во мне желание изучать язык, культуру, традиции Германии. Это стало определяющим моментом в моей судьбе и выборе профессии.

Во время педагогической стажировки в Германии Людмилу Михайловну мучил вопрос, почему многие немцы свободно владеют не только своим родным языком, но и общаются на французском, английском, итальянском, знают латынь. Мы же, россияне, в большинстве своем ограничиваемся лишь одним – исконно русским.

– Неоспорим тот факт, – считает Тарасова, – что ведущим мотивом в подростковом возрасте служит общение. От того, как оно будет складываться, зависит формирование будущей личности, ее успешная социализация. Здесь возникает острое противоречие: при ведущем мотиве общения подросток не осознает ценности слова, языка как средства коммуникации; ему и так комфортно. Многие мои ученики пользуются Интернетом, мобильной связью и говорят… на молодежном сленге. Они считают, что учиться красиво говорить, логично излагать свои мысли необязательно.

Кредо учителя – пробудить сознание своего ученика, показать преимущества живого слова, человеческого общения. Ведь если вспомнить Константина Ушинского, то: «Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти – живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово – нечто вроде мостика, по которому наука воспитания переходит в искусство, мастерство».

Сегодня коммуникативные навыки приобрели практическое значение, учителю не надо далеко ходить за примерами, чтобы доказать тот факт, что, овладев словом, культурой речи, ученик будет более успешным не только в среде сверстников, но и среди взрослых. Молодой человек, говорящий на русском, немецком, английском, востребован на рынке труда, он более конкурентоспособен.

По словам педагога из Нижневартовска, система образования в Германии значительно отличается от нашей. Урок там практико-ориентированный. Немецкие школьники четко понимают и знают, зачем они учат иностранный язык. Географическое положение и социально-экономические условия страны позволяют осуществлять широкую межкультурную коммуникацию. Школьники имеют возможность не только общаться с иностранцами, но и пребывать в разных странах, участвуя в международных проектах (языковых, учебных, социальных).

Ни один немец не сделает успешной карьеры и не достигнет высокого социального и материального положения без знания иностранного языка. Все это формирует внутреннюю мотивацию у немецких школьников к овладению иностранными языками.

Языковая практика помогает не только совершенствовать навык говорить на чужом языке, но и постигать красоту, самобытность родного языка, тем самым сохраняя культурное наследие своего народа.

В Германии масштабно реализуются такие проекты, как «Самое красивое слово», «Самое редко употребляемое слово», «Взрослые – детям». В одном из них «Рюкзак с книжками» принимает участие Тарасова со своими учениками. Таким образом она дает возможность совершенствоваться ребятам в практике. И пытается сблизить молодежные субкультуры.

Любое устройство можно усовершенствовать

А победил в конкурсе учитель технологии школы №4 Нефтеюганска Евгений Федотов. Он убедил учеников гимназии №1 Ханты-Мансийска, которая радушно принимала конкурсантов, и своих коллег из 15 муниципальных образований автономного округа, что не надо бояться творить. Именно эту мысль, видимо, комиссия решила делегировать с ним на российский этап.

– Я, как и каждый из присутствующих здесь, – призадумался Евгений Александрович, – часто задаю себе вопрос: для чего мой предмет? Чему я могу научить? Что воспитать в своих учениках? На мой взгляд, просто научить предмету – мало. Я прихожу к детям не только для того, чтобы вооружить их багажом знаний. Мои ученики должны быть уверены, что постигаемое ими сегодня – своевременно, применимо в их жизни, в быту, поможет им построить профессиональную карьеру в будущем.

Какую бы профессию ни выбирал человек, она обязательно будет связана с умением трудиться. Но я считаю, что если труд не служит духовной потребностью человека, не связан с творчеством, не дает возможности для самореализации, то он становится повинностью. «Лень часто расцветает как тяжкая беда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа не вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа в эмоциональной памяти» (это слова Василия Александровича Сухомлинского из книги «Воспитание гражданина»). Нравственный смысл труда состоит в том, что человек получает наивысшую радость – радость творчества.

По мнению известного французского писателя Ромена Роллана, «радость творчества – это солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет». И если творчество можно сравнить с солнцем, то совершенно очевидно, что лучики такого солнца скрыты в каждом ребенке. Суметь рассмотреть в каждом ребенке этот свет творчества, не дать ему погаснуть – вот в чем заключается педагогическое мастерство. Ровно как и научить излучать этот свет, делиться им с окружающими, приумножая в своем сердце.

Учитель в такой ситуации не просто человек, несущий определенный набор знаний, это психолог, находящий подход к каждому ребенку, это творец, помогающий ученику раскрыть все грани своего таланта. Настоящий учитель тот, кто способен совместно с учеником совершить восхождение к высотам знания.

При этом я убежден в том, что духовно-нравственное воспитание необходимо современной школе. Без него невозможно возрождение великой России.

Формирование духовности – одна из главных задач в образовании как многогранном целостном процессе становления и самосовершенствования личности. От ее решения во многом зависит будущее российского государства.

Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений, на мой взгляд, должно опираться на традиционные исторические, духовные, культурные ценности предшествующих поколений, что позволит обеспечить успешное развитие России в XXI веке. Культурное историческое наследие – одно из наиболее активных воспитателей подрастающего поколения.

Второе условие – это среда, эмоциональная атмосфера образовательного процесса, так называемый дух школы. Мне повезло: я работаю в школе, главной задачей которой стало патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников, формирование социально активной личности гражданина и патриота.

Центром гражданско-патриотического воспитания в нашей школе служит историко-краеведческий музей. Музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на школьников, так как дает возможность включить учащихся в активную деятельность, в процессе которой они обретают собственный опыт и бесценные в нравственном смысле личные впечатления и переживания.

Моя задача как учителя-предметника – определить свою роль в воспитательном пространстве школы, найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности.

И музей предоставляет мне такую возможность. Экспозиции краеведческого зала постоянно обновляются. Из большого коллективно-творческого дела рождаются групповые и индивидуальные проекты моих учащихся.

Во-первых, это оформление экспозиций, реставрационные работы по восстановлению экспонатов музея, новые способы размещения музейных экспонатов. Проекты подобного рода, с одной стороны, формируют у учащихся основы технологических знаний, развивают дизайнерские способности, а с другой стороны, воспитывают бережное отношение к памяти поколений: каждый восстановленный экспонат музея – прикосновение к истории. И я, и мои ученики, восстанавливая ряд экспонатов, сделанных нашими предшественниками, ощутимо чувствуем связь поколений, ответственность за дело, которым занимаемся.

Во-вторых, это проекты, в основе которых лежит создание новых экспонатов для музея. Эти проекты тесно связаны с традиционными народными промыслами русского народа и народов Севера. Целью подобных проектов является приобщение к культурному наследию народов России. Я считаю, что использование в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества, уходящих корнями в тысячелетнюю историю мира, стало одним из способов развития и реализации творческого потенциала школьников. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества предшествующих поколений. Главный источник нравственного воздействия проектов декоративно-прикладного характера – это творение красоты, овладение языком народного искусства, приобретение духовно-нравственного опыта наших предков.

Таким образом, такая работа является для учащихся своего рода возвращением к истокам. Помните грустный диалог Маленького принца с Цветком из сказки Экзюпери: «А где люди?» – вежливо спросил Маленький принц. «А, люди? Их носит ветер. У них нет корней». Духовно-нравственные начала, закладываемые в школе, позволяют нашим ученикам почувствовать свои корни.

Прикосновение к истории – это наша гордость и память. Но память, не застывшая в делах минувшего, а активная, обращенная в будущее, призванная тревожить сердца молодых людей, заставлять их соизмерять свои дела и поступки с наследием предшествующих поколений. Без такой памяти трудно взрослеть.

И главное слово здесь за учителем. Учитель – это артист, но его зрители не аплодируют ему. Это скульптор, но его работ никто не видит. Это врач, но пациенты редко благодарят его за лечение, а многие вовсе не хотят лечиться. Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из жизни в том же звании. Где же взять ему силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя, однако ему надо все оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой…

ХМАО – Югра

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте