search
main
0

Слагаемые успеха. Если между социальными партнерами царит взаимопонимание, результат не заставит себя ждать

Евгения Хуснутдинова возглавляет профком 57-го профессионального училища города Набережные Челны почти 11 лет и считает, что быть профсоюзным лидером – это призвание, также, как и быть учителем. Между тем, в жизни Елены Николаевны был случай, который мог навсегда отдалить ее от профсоюзной работы.

– Киргизия, 1982 год. Мама, забрав меня и восьмилетнего братишку, в силу жизненных обстоятельств переезжает в другой город, где идет «комсомольская ударная». Устраивается сварщицей на завод, получает общежитие. Вскоре за принципиальность и честность ее избрали председателем профсоюзного комитета цеха. Именно эти человеческие качества не позволили маме, несмотря на уговоры, выделить квартиру без очереди начальнику цеха. Пришло время заселения. Он по устному договору отпускает ее на три дня на организационные работы и оформление документации 19 новоселам – работникам участка. А при возвращении на работу мама узнает, что уволена из-за прогулов! Почти год длилось восстановление. В это трудное для нас время мы столкнулись не только с нуждой, но и с предательством вчера еще, казалось бы, верных друзей. В минуту отчаяния я услышала фразу: «Дочка, никогда не связывай себя с профсоюзом!». Однако, как видите, материнскому наказу я так и не последовала.

– Евгения Николаевна, а у вас были подобные испытания?

– Серьезным испытанием для меня и коллектива на прочность стало наше участие в городском забастовочном движении 1998 года. Педагоги требовали своевременной выплаты заработной платы. Именно тогда я и члены профкома начали постигать азы правовых норм, учились взаимодействию с властными структурами, депутатами, общественными организациями.

– А какими заботами вы живете сегодня?

– Проблемами коллектива, каждого конкретного человека. В 2000 году наше профессиональное училище возглавил Александр Васильевич Некрасов – руководитель нового типа, волевой, целеустремленный. К счастью, его жизненное правило – «Не рассуждения о добрых делах, а добрые дела» – полностью совпало с моим общественным кредо. А я убеждена, что взаимоуважение, взаимопонимание и сотрудничество являются залогом профессионального развития нашего коллектива. Ведь только в такой обстановке можно успешно решать возникающие проблемы.

Кроме того, у нас есть главный документ, устанавливающий согласованные меры по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников училища, а также дополнительные гарантии и льготы, – это коллективный договор. Принят он на основании Соглашения между Министерством образования и науки РТ и Татарским республиканским комитетом Профсоюза работников народного образования и науки на 2004-2006 годы. Подготовка и заключение коллективного договора у нас проходят открыто, гласно, работает комиссия из членов администрации и профкома. На мой взгляд, этот документ является хорошим рычагом в мотивации профсоюзного членства, поскольку помогает профкому принимать активное участие в распределении учебной нагрузки, составлении расписания занятий и графика отпусков, коллегиально решать вопросы награждения преподавателей и мастеров производственного обучения, аттестации, улучшения жилищно-бытовых условий сотрудников, распределения санаторно-курортных путевок и мест в детских учреждениях.

– Евгения Николаевна, вы справедливо заметили, что сотрудничество профкома и руководителя учреждения является залогом успеха. В каких конкретных результатах это проявляется у вас?

– К примеру, благодаря сотрудничеству администрации и профкома в нашем училище была создана служба охраны труда, оборудован специальный кабинет, принят инженер по охране труда и технике безопасности. Учитывая специфику нашего учебного заведения – обучение заводским специальностям, работа этой комиссии востребована и актуальна.

Кстати, вопросы безопасности систематически рассматриваются не только на совещаниях администрации, преподавателей, мастеров, но и ежегодно, в декабре, после проведения «Недели по охране труда», на заседании педагогического совета с целью подготовки Акта и обобщенного заключения «Об эффективности и действенности соглашения по охране труда». Так, только в 2005 году на мероприятия по созданию безопасных условий труда было израсходовано более 300 тысяч рублей. Опытом работы в этом направлении мы поделились с представителями комиссий по ОТ и ТБ училищ города в ходе семинара, проходившего на нашей базе в апреле 2006 года.

– А как вам сегодня живется в условиях реализации национального проекта «Образование»?

– Пока мы особого облегчения, прямо скажем, не почувствовали. Педагогам сегодня живется нелегко. А начальное профессиональное образование вообще осталось «за бортом» – не преобразований, а материального стимулирования. К чести нашего руководства, оно не дожидалось «благотворительности» сверху: наши педагоги, проявившие себя в конкурсе «Учитель года», «Мастер года», «Классный руководитель года», которые проводятся в училище, на протяжении двух лет получают достойное вознаграждение. По итогам минувшего учебного года лучшие работники – 30 человек – в торжественной обстановке были премированы из внебюджетных средств на общую сумму 200 тысяч рублей. А победителям конкурса «Педагог-2006» – лучшему преподавателю, мастеру производственного обучения, классному руководителю, администратору – на итоговой конференции вручили по 10 тысяч рублей. Каждому! Решение было принято коллегиально, с обсуждением заслуг работников, их творческого и профессионального роста при участии членов администрации и профсоюзного комитета, а не по принципу «нравится – не нравится». Ни одно училище в городе на сегодняшний день подобного примера привести не может! Я считаю это ярким доказательством взаимопонимания, которое приводит к успеху отдельных педагогов, а затем и всего коллектива.

Успешной считаю и совместную работу администрации, профкома и коллектива в целом по созданию благоприятных условий молодым кадрам. Для них учрежден специальный приз «Педагогический дебют», проводятся беседы, консультации по правовым вопросам. Кстати, молодые специалисты выходят замуж и уходят от нас – только в декрет. В 2005-2006 годах у наших мам появились на свет 15 малышей.

– В этом вы видите заслугу профкома?

– Конечно, прямой моей заслуги в этом нет. (Елена Николаевна смеется). Но создать благоприятные условия работы для беременных сотрудниц необходимо. Кроме того, находясь в отпуске по уходу за ребенком, наши педагоги получают пособия не только из фонда социального страхования, но и за счет внебюджетных средств. А самое главное – все малыши при выходе мамы на работу обеспечиваются местами в детских садах, несмотря на то, что в Набережных Челнах на 1 августа 2006 года насчитывалось 3000 нуждающихся. Опять же не могу не подчеркнуть, что приобретение путевок – заслуга не только моя, как председателя профкома, но и лично директора Александра Некрасова.

– Слышала, и пенсионеров вы не забываете?

– Наши работники, ушедшие из училища на заслуженный отдых, до сих пор остаются мудрыми наставниками. Мы вспоминаем о них не только в День пожилых людей, ведь «кто не помнит прошлого, у того нет будущего». А двадцатипятилетняя история нашего училища включает в себя имена людей, которые всю свою жизнь, здоровье и талант вложили в обучение и воспитание молодежи. Для таких ветеранов педагогического труда Александр Васильевич учредил специальный «Приз симпатий директора». Кандидатуры призеров для всего коллектива остаются тайной до самого последнего момента – Новогоднего вечера. Хотя, со мной, как с председателем профкома, директор всегда советуется в этом вопросе. Этот факт я тоже считаю ярким примером сотрудничества, ведущего к успеху, ведь ныне работающие видят и знают, что, выйдя на пенсию, они так же не будут обделены заботой и вниманием.

Еще один успешно реализованный проект – санаторно-курортное лечение наших сотрудников. Мы не ждем, когда нуждающимся, а их 14 человек, «сверху» выдадут путевки. Наш руководитель сам выступил с инициативой оздоровления сотрудников за счет внебюджетных средств. Профком поддержал, трудовой коллектив проголосовал «за» единогласно. В итоге шесть педагогов уже поправили свое здоровье в санаториях, а для одного из мастеров, воспитывающей дочь-инвалида, мы приобрели путевку «Мать и дитя».

– Евгения Николаевна, скажите, что или кто помогает вам в профессиональном росте?

– Конечно, чтобы объединять сотрудников и отстаивать их законные требования, нужно владеть правовыми знаниями и – требование времени – информационными технологиями. Я всегда стараюсь быть не только активным участником профсоюзных семинаров, но и обучать других. Информационную, юридическую и моральную поддержку получаю от председателя Совета профсоюзных организаций нашего города Сарии Низамовны Волковой. А после теплоходной экскурсии по Есенинским местам у меня вообще открылось «второе дыхание». Такое проявление заботы и уважения к профсоюзным лидерам первичных организаций со стороны СПО города и республиканского комитета профсоюза не может не радовать.

– Евгения Николаевна, какие проблемы как председателю профкома вам еще предстоит решать?

– Да, останавливаться на достигнутом нельзя. И вопросов, которые предстоит решать в самое ближайшее время, немало. В первую очередь, связанные с жилищной проблемой. Ведь 14 семей наших сотрудников, проработавших в училище от 10 до 18 лет, все еще ютятся в общежитии, так и не сумев осилить ипотечное кредитование. Требуют решения вопросы включения в национальный проект «Образование» педагогов системы начального профессионального образования, реализации здоровьесберегающих технологий.

– Одним из заданий конкурса «Лидер в образовании Республики Татарстан-2006» было эссе «Моя формула успеха». Не могли бы вы коротко ее сформулировать?

– Формула проста: уважение к людям, сотрудничество с администрацией в рамках социального партнерства, обеспечение стабильности в защите социальных гарантий работников. Если все эти слагаемые налицо, можно решать самые сложные задачи образования. Пример – успехи, достигнутые нашим коллективом в 2005 и 2006 году. Реализация инновационных проектов, внедрение новых педагогических технологий, создание единственного в республике кадетского движения в системе НПО были отмечены министерствами образования и науки Татарстана и России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте