search
main
0

Слагаемые эффективной педагогики. Умение видеть в родителе партнера – залог успешного общения

​Педагогика – мудрейшая из наук! Со студенческой скамьи мы четко знали, чему и как учить, и, оказавшись в профессии «воспитатель», направляли все свои профессиональные старания на развитие и формирование личности ребенка в соответствии с признанными догматами.

Но время вносит свои коррективы, и кажущиеся истинными и незыблемыми правила какого-либо учения требуют доказательств. Так и в педагогике. Силовая педагогика оказалась бессильна. Воспитание и обучение из-под палки, по принуждению, под страхом наказания, авторитарное не приносит должного результата и встречает абсолютно оправданный протест как со стороны самого воспитанника, так (и тем более) со стороны законного представителя, то есть родителя.Мы все больше говорим и практикуем диалоговую педагогику, в основе которой лежат права и свобода личности.В средствах массовой информации и педагогических изданиях много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществлять деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад – семья». Рекомендуется использовать нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания, демонстрируются различные виды наглядной информации, предлагаются тематические педагогические советы и разного рода целенаправленные мероприятия. Специалисты и практики выделяют ряд проблем, препятствующих эффективному взаимодействию педагогов и родителей воспитанников.На наш взгляд, одна из причин разногласий воспитателей и родителей в подходе к воспитанию – отсутствие культуры общения. Порой ни одна из сторон не хочет слушать и принимать позицию другого, каждый навязывает собственную точку зрения. Отсюда и такое обилие поступающих обращений родителей, а с противоположной стороны – недоумение, даже обида педагогических работников. Вот типичный пример. Педагог и родитель не могут договориться о том, нужно ли ребенку играть в «монстров». Педагог авторитарно настаивает на том, что это категорически недопустимо в младшем дошкольном возрасте, а родитель в ответ утверждает, что ребенок таким образом получает навык быстроты реакции, освобождается от страхов, осваивает оригинальное техническое устройство. Воспитатели в растерянности: одни родители требуют, чтобы ребенок съедал все, что ему предлагают, другие, наоборот, запрещают вмешиваться в процесс питания и утверждают, что ребенок сам в состоянии контролировать процесс насыщения, но есть четкие инструкции и установленные нормы питания, которым воспитатель обязан следовать. Часть родителей просят наказывать малыша за непослушание, другие, напротив, не приемлют никакой формы насилия над ребенком. Получается, что и одна, и другая сторона не понимают и не принимают позицию другой, а просто диктуют свою точку зрения.Что же мешает конструктивному диалогу? Порой несформированная профессиональная позиция, заниженная или, напротив, завышенная самокритика. Такие педагоги просто не готовы к деловому партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников. Они всегда знают, что и как сказать родителям.Для нас ценнейшим качеством педагога является его готовность всегда быть открытым, инициировать диалог по проблеме, стремиться к конструктивным и стабильным отношениям со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. Умение видеть в родителе партнера, признать право на иную позицию – залог успешного общения и как следствие комфортного состояния ребенка, его успешности в освоении предлагаемых программ.Из личной практики могу предложить ряд советов:- когда не складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера, которые зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, и с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка;- когда родители убеждены в своих глубоких педагогических познаниях и предъявляют совершенно произвольные требования как к содержанию образования, так и к воспитательной работе педагога, не посещая при этом родительские собрания и не тратя свое время на беседы с педагогами;- когда родитель подавляет или манипулирует,педагогу рекомендуется сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Необходимо выслушать, не перебивая, все, о чем намерены тебе поведать. Оставаться спокойным, не терять вежливой доброжелательности. Поддерживать собеседника фразами: «Я вас слушаю», «Я вас понимаю». Определить цель разговора и постараться ее достичь. А цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка. Непременно обратите внимание родителей, что именно они являются первыми воспитателями своих детей.Только когда вместе, плечом к плечу родитель и педагог, можно ожидать положительных результатов во всех начинаниях образовательной деятельности.Любовь КОБУРНЕЕВА, заместитель директора по дошкольному образованию гимназии имени Росалии де Кастро

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте