search
main
0

Слабое зрение не мешает детям состояться в жизни

​В 2012 году специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида №2 была награждена грантом мэра Москвы в сфере образования «За высокие результаты в обеспечении воспитанников условиями для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество, успешной социализации детей», и это высокая оценка ее работы.

Вот уже более 45 лет наша школа-интернат родной дом для сотен детей с различными дефектами зрения и социально значимое и востребованное образовательное учреждение.Востребованность школы-интерната можно объяснить так:    получением детьми, имеющими патологию зрения, страдающими многочисленными сочетанными дефектами, качественного образования в объеме массовой школы, подтвержденным аттестатом обычного образца;    возможностью высокой оценки труда учеников, в том числе медалью «За особые успехи в учении»;    комфортностью школьной среды и организации образовательного процесса, позволяющих не только расширить коммуникационные возможности ученика с ОВЗ, но и обогатить его интеллектуальный, духовный и социальный опыт;    спланированным медико-психолого-педагогическим сопровождением, отвечающим современным требованиям, предъявляемым к коррекционным школам;    условиями пребывания в образовательном учреждении: уют, современное учебное оборудование, качественное питание, разнообразный досуг, медицинское сопровождение.Многие ошибочно полагают, что слабовидящие дети – это такое легкое нарушение, что дети могут свободно адаптироваться к условиям общеобразовательной школы. Однако, как показывает многолетняя практика работы нашего учреждения, дети, имеющие нарушения зрения, очень часто обладают непреодолимыми сложностями в освоении образовательного и социокультурного пространства школы и мира вокруг.Для успешной адаптации любого ребенка важен успех в основной – образовательной – деятельности. По мнению отечественных специалистов, образование детей с нарушением зрения (в том числе и в первую очередь инвалидов) – важнейший маяк в развитии полноценной личности. Продуктивное общение, повышение мотивации, личностное развитие происходят из успешности в обучении. Успех социокультурной адаптации невозможен без получения полноценного образования.Педагогический коллектив школы так сформулировал свою миссию: создание условий для формирования, развития и реализации потребностей обучающихся с нарушением зрения для повышения мотивации обучающихся к разностороннему развитию.Подобная работа не может быть успешной, если в ней не принимают участия специалисты, обеспечивающие полноценное медико-психолого-педагогическое сопровождение: учителя-дефектологи, педагоги-психологи, логопеды и врачи. Работа школы в режиме 5-дневного круглосуточного пребывания дает возможность постоянно осуществлять коррекцию развития воспитанников. Режим дня наших учеников обеспечивает возможность систематической работы учителя, воспитателя, педагогов дополнительного образования, специалистов коррекционной службы и врача-офтальмолога. При этом важно сбалансировать воздействие каждого члена педагогической команды, точно рассчитав потребность ребенка в том или ином виде помощи. Алгоритм работы с каждым воспитанником создает школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Наша цель – утвердить в сознании ребенка свою значимость, придать ему уверенность в своих силах и сохранить здоровье, в некоторых случаях даже улучшить его.Одновременно с образовательным пространством ребенка вовлекают в социокультурное пространство с помощью приемов творческой самореализации, что позволяет в дальнейшем стимулировать его личностный рост. Важный компонент обучения – дополнительное образование, которое в условиях становления личности слабовидящего ребенка иногда по значимости равноценно основному. Самые востребованные виды деятельности во второй половине дня – занятия эстетического цикла. С воспитанниками интерната работают замечательные профессионалы – педагоги музыкальной школы имени Д.Кабалевского. Не случайно среди выпускников школы-интерната есть ребята, выбирающие музыку своей профессией.Важнейшая задача педагогов школы – соединение образовательного и социокультурного пространств воедино. Для детей создают условия, когда общая образовательная компетенция ребенка развивается до такого уровня, чтобы он мог успешно самореализоваться в обществе. Сегодня наши дети участвуют не только в специализированных творческих конкурсах и предметных олимпиадах для детей с ОВЗ, которые становятся своеобразным плацдармом для интеграции ребенка в общество здоровых детей, но и пробуют себя в творческих и интеллектуальных соревнованиях со здоровыми сверстниками. В ходе освоения культурного пространства конкурса или олимпиады дети учатся взаимодействовать с другими детьми, не ощущая комплекса «я – слабее, я – другой». Школа-интернат, несмотря на статус коррекционного образовательного учреждения, стала открытым учебным заведением, так как обеспечивает постоянное взаимодействие ребенка с ОВЗ с городской средой. На создание условий открытости, доступности, преодоления чувства оторванности от семьи направлены усилия всего коллектива школы-интерната.Конечно, ребенок чувствует свои реальные ограничения. Но педагоги школы показывают воспитанникам, что инвалидность – это не приговор, что, имея реальные ограничения здоровья, можно использовать специальные и доступные средства для того, чтобы конкурировать со здоровыми сверстниками наравне.Такая тонкая педагогическая работа требует особых качеств личности учителя, воспитателя, медицинского работника и невозможна без постоянного поиска, творчества. Именно творческий характер позволил многим учителям нашей школы подтвердить свое мастерство не только в рамках аттестации кадров, но через продуктивное успешное участие в круглых столах, семинарах, профессиональных конкурсах. Каждый год педагоги школы участвуют в специальном конкурсе для педагогов-дефектологов «Учитель года» в номинации «Сердце, отданное детям», занимая лидирующие позиции на окружном и городском этапах. В 2012 году учитель начальной школы Лариса Мосягина стала победителем в этой номинации среди педагогов города Москвы. Такие достижения становятся своеобразной обратной связью педагогов и педагогического сообщества.Большинство обучающихся нашей школы-интерната получают общее среднее (полное) образование и поступают в вузы. В школе с 2000 года продолжается традиция выпуска золотых и серебряных медалистов. За это время школа-интернат подготовила и выпустила более 15 медалистов, среди них 5 золотых и 10 серебряных. Выпускники школы успешно учатся в таких известных вузах, как МГУ им. Ломоносова, РГСУ, МАИ, МГПУ.Интересно, что некоторые дети, имея льготы при поступлении по инвалидности, принципиально не пользуются ими, поскольку считают, что могут обойтись и без них, хотя знают свои права. Правовая компетентность выпускников – важнейшая установка работы педагогического коллектива. Результативность и добровольность участия выпускников в ЕГЭ можно считать показателем зрелости, качества знаний, реалистичной самооценкой наших детей.Динамическое наблюдение за становлением личности ребенка, тесное взаимодействие с родителями позволяют выстраивать работу по профессиональному самоопределению выпускников. В работе по профориентации педагогический коллектив активно взаимодействует с многочисленными общественными организациями, учреждениями профессионального образования, помогая выстраивать возможные сценарии жизни молодого человека после окончания школы. Тренинги успешности, позитивной коммуникации, введенные в практику психолого-социальной службы, позволили получить оптимистичный результат: за последние 5 лет все выпускники, получившие профессии в средних специальных и высших учебных заведениях, работают по профессии, что свидетельствует об их полноценной интеграции в общество.Понимая и принимая изменения, происходящие в сознании родителей, позитивные изменения в системе образования города, педагоги школы-интерната №2 активно взаимодействуют с общеобразовательными учреждениями, оказывают консультативную поддержку тем из них, кто пробует себя в организации инклюзивной формы обучения детей с ограниченными возможностями.Педагогам школы важно чувствовать поддержку со стороны общества в деле обучения и воспитания детей-инвалидов. Каждый педагог отдает ребенку частичку своей души. Получение гранта мэра Москвы в сфере образования стимулирует весь коллектив школы-интерната к дальнейшему совершенствованию системы помощи детям-инвалидам по зрению.Елена МАТЦ, директор СКОШИ №2

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте