В последние несколько лет в современном российском образовании начали происходить достаточно серьезные изменения. Связаны они прежде всего с реализацией ПНП «Образование». Этот проект ставит своей целью мотивировать участников образовательного пространства на деятельность в интересах развития образования, создать точки роста его развития.
В этой связи возникают вопросы о сущности, целях и содержании инновационного развития образования, а также об обеспечивающих его организационно-экономических механизмах. Но наибольший практический интерес вызывают экспериментальная апробация решений, принимаемых в качестве ответов на подобные вопросы, а также передача опыта по внедрению и распространению эффективных практик.
Попытаемся разобраться в деталях.
Фундамент развития
В качестве цели образования постиндустиальное общество на всех этапах жизненного цикла личности полагает рост ее человеческого капитала. Сам по себе этот капитал должен быть востребован обществом и государством (социализация личности), государством и рынком труда (универсальные и профессиональные компетенции личности), а также самой личностью (компетенция познания). Рост человеческого капитала личности осуществляется на основе знаний. Именно знаний, а не только фактов и информации. Причем таких, которые способны гарантировать получение личностью новой полезной информации самостоятельно на базе уже имеющейся. Речь идет о рождении новых знаний. Инновационное развитие образования призвано обеспечить достижение именно этой цели.
Основу такого развития составляют фундаментальное математическое, естественно-научное, гуманитарное и социально-экономическое образование. Кстати, это именно то, что является сокровищницей отечественного образования и представляет его основу как для обеспечения национальных приоритетов, так и для достижения конкурентных преимуществ в глобальном мире.
Другое основание для инновационного развития образования, безусловно, – технологическая среда передачи знаний, которая базируется на ИКТ. Она призвана обеспечить доступность инновационных образовательных ресурсов, существующих в различных формах – преимущественно электронной или цифровой.
Роль ИКТ
Значение ИКТ как средства повышения качества образования неоспоримо, ибо они обеспечивают мультимедийность передачи знаний, что повышает эффективность их восприятия. Благодаря ИКТ передача информации становится высокотехнологичным процессом, что позволяет решить задачу адаптации электронных образовательных ресурсов к требованиям целевой аудитории.
Наконец, ИКТ играют огромную роль в деле управления инновационным развитием образования, так как информация по определению является основой управления. В этом смысле необходимо отметить значение проекта ИСО, в рамках которого разрабатываются и апробируются электронные образовательные ресурсы, в том числе инновационные.
Но самое главное заключается в том, что проект запускает организационно-экономический механизм внедрения образовательных инноваций на уровне конкретных школ, педагогов и учеников. Речь идет о модели межшкольных методических центров, развитие которых мотивировало подлинно синергетический взрыв инноваций в пилотных регионах проекта. Детальную информацию об этом можно почерпнуть на сайтах этих регионов через ссылки на портале НФПК (http:www.ntf.ru). Помимо этого сведения об энтузиастах-инноваторах, а также об их разработках можно найти на Интернет-ресурсах «Современные технологии в образовании и культуре» (http:www.npstoik.ru) и «Союз образовательных сайтов»(http:www.allbest.ru).
Как же все-таки обеспечить инновационное развитие образования? Для ответа на этот вопрос нам необходимо структурировать сферу образования на ряд систем, каждая из которых отвечает специфическим потребностям общества, соответствует определенному уровню образования и необходима для достижения своих уникальных целей. Такими образовательными системами являются федеральная, региональная, муниципальная и учрежденческая. Причем последняя типизирована под конкретный уровень образования – дошкольного (детсад), общего (школа) и профессионального (училище, колледж, вуз).
Остановимся на проблемах и решениях для инновационного развития школы.
Проблемы и решения
Во многих школах имеется реальный, но, как правило, не систематизированный опыт инновационной деятельности. Его недостатки – размытость целей, отсутствие общего замысла и прогнозирования конкретных результатов и социальных эффектов такого рода деятельности. Что интересно, эмоциональной оценкой всего этого даже у непосредственных участников является ощущение отсутствия «счастья» по мере развития инновационной деятельности: частные результаты есть, а вот новое качество образования отсутствует. Другими словами, происходит накопление количественных изменений, но непонятно, когда же они, наконец, перейдут в новое качество. И перейдут ли вообще.
Действительно, количество компьютеров и оргтехники увеличивается, но положа руку на сердце язык не поворачивается сказать об инновационном характере образования. Более того, это порождает новые проблемы, связанные с модернизацией (утилизацией) средств информатизации, что имеет к развитию образования весьма косвенное отношение.
Одна из проблем инновационного развития школы – реальная оторванность от приоритетов государственной политики в сфере образования. Зачастую создается впечатление, что у национальной и школьной образовательных систем разные цели инновационного развития. Например, я до сих пор еще ни разу не встречал в инновационных школьных проектах такой приоритет, как повышение инвестиционной привлекательности образовательной системы. И буду искренне признателен за информацию, подтверждающую неправильность этого вывода. Кстати, понимание сущности этого приоритета и его реализация обеспечивают самый мощный, а именно – экономический, механизм развития любой организационной системы и, в частности, образования.
Цели и задачи
Не менее важный принцип целеполагания инновационной деятельности школы, -интеграция с развитием муниципального сообщества. На самом деле это один из элементов повышения инвестиционной привлекательности муниципальной образовательной системы в целом. Достичь этого можно, вне всякого сомнения, реализуя образовательные программы по ИКТ-компетентности, чтобы устранить проблемы цифрового неравенства для различных категорий населения муниципального сообщества, работников бюджетной сферы и бизнес-структур, а также сертифицируя знания по ИКТ-компетентности для представителей различных организаций.
Опыт использования ресурсов образовательной сферы в интересах регионального развития в рамках проекта ИСО представлен Челябинской областью. Информацию по приобретению и сертификации знаний в области ИКТ-компетенций можно найти на сайте «Европейские компьютерные права» (http:www.ecdl.ru).*
Общая проблема любой образовательной системы – использование неэффективных с экономической точки зрения методов управления, что в целом характерно для всей страны.
Причины такого положения заключаются в устойчивых стереотипах государственного устройства, когда создается иллюзия о государственном «кармане» как о безграничной емкости финансовых ресурсов. Точнее говоря, речь идет о хронической болезни отечественного бытия – отсутствии потребности считать государственные деньги. Другой весомой причиной является непонимание сущности управления и отличий между управлением, развитием и администрированием.
Краткое перечисление проблем инновационного развития школы позволяет сформулировать задачи, которые необходимо решать в области развития человеческого капитала личности детей и молодежи, в повышении экономической и организационной эффективности деятельности, повышении инвестиционной привлекательности школы. Но их решение возможно лишь в том случае, если школьная образовательная система будет открыта, что предполагает свободный обмен информацией, материальными и энергетическими потоками со средой, представляющей муниципальное сообщество, государство, бизнес, потребителей образовательных услуг.
Все это должно осуществляться во взаимной увязке на системной фундаментальной основе – организационно-экономической, инфраструктурной, инновационной, педагогической.
Однако основы этой пока нет. Поэтому целью инновационного развития школы следует признать «Формирование инновационной среды развития школы».
Ожидаемые результаты
Каковы же ожидаемые результаты деятельности по достижению поставленной цели? Ими станут:
• система получения ИКТ-компетенций детьми и молодежью;
• адекватная инфраструктура инновационного развития школы на основе соответствующей информационной инфраструктуры управления и передачи знаний;
• привлекательный инвестиционный климат для сферы образования;
• получение социальных преимуществ муниципальным сообществом от устранения цифрового неравенства.
Содержательное наполнение инновационной деятельности предполагает формирование экономически эффективной информационной инфраструктуры школы. Это подразумевает минимизацию или рационализацию затрат не только на приобретение компьютерной техники, но и на ее содержание в среднесрочной перспективе, причем без потери функциональных характеристик.
Старые и новые решения
Тут уместно вспомнить ряд вех в развитии информатизации отечественного образования.
1985 год запомнился мощными поставками в школы компьютеров отечественного производства – «Агатов», «Корветов», «Электроник». Эта техника успешно решала задачи информатизации образования, но со временем ее использование стало невозможным по причине физического и морального старения.
С 2000 года началась массовая поставка в школы компьютеров в рамках нескольких федеральных целевых программ. За это время требования к компьютерам усилились в связи с появлением более совершенного программного обеспечения. Сегодня компьютеры, поставленные в те годы, физически еще вполне пригодны, но уже не справляются с современными программами. Можно сказать, что и они тоже начинают морально устаревать.
Что же делать? В пору объявлять новую программу компьютеризации школ. Но неужели такой инновационный процесс, как информатизация, является затратным по своей природе? Конечно же, нет. Просто вместо замены одних технических средств на другие необходимо обеспечить наращивание вычислительных мощностей информационной инфраструктуры образовательной системы. Тогда затраты на приобретение аппаратных средств станут инвестициями.
Суть таких решений заключается в использовании терминальных комплексов. В этом случае вся информация поступает в центр обработки данных, а на рабочих местах пользователей стоят лишь терминалы (монитор, клавиатура, мышка, но без системных блоков). При таком подходе терминалы используются до их физического старения, а вычислительные мощности наращиваются по мере необходимости.
Затратная политика
Классический пример затратной политики в области информатизации – следование в кильватере главного монополиста в сфере программного обеспечения. Начавшаяся серия судебных тяжб, направленная на директоров школ, которые якобы нарушают чьи-то авторские права, показывает всю порочность и пагубность использования решений этого производителя. В то же время существуют прекрасные альтернативы свободного программного обеспечения и бесплатных офисных пакетов – неотъемлемой бесплатной части комплекта поставки терминального комплекса.
Что же касается нашей страны, то просто грустно наблюдать всю беспомощность государства, которое не может «поставить на место» зарвавшегося гиганта бизнеса. А ведь несколько лет назад уважающий себя Таиланд уже «объяснил» этому гиганту правила работы в социальной сфере и, используя экономические механизмы, вынудил его признать цивилизованные правила игры.
Маркетинговая политика ряда софтверных фирм сводится к тому, чтобы посадить потребителя «на иглу». То есть, заплатив однажды производителю программного обеспечения за продукт одной функциональности, вы вновь и вновь платите ему за модификации до бесконечности, вместо того чтобы только доплачивать за новую функциональность. Вспомним историю с «окнами» и «офисами» различного «розлива». Разновидностью такой политики может стать получение услуг по подписке, но в таком случае должна существовать цена выкупа продукта, как это было в «недемократичные» советские времена в системе бытового обслуживания населения при прокате вещей.
Принимая решения по формированию информационной инфраструктуры, необходимо помнить о том, что за затратами на поставку оборудования и софта скрыты затраты на обслуживание, которые за пять лет могут стать сопоставимыми. Имеется в виду оплата труда системного администратора и инженерно-технического состава. Когда у вас 20 рабочих мест, это один уровень затрат, а когда их более пятидесяти и находятся они в разных местах и этажах здания (или зданий), то это уже совсем другая история.
«Тонкий клиент»
Выход видится в использовании информационной инфраструктуры на базе технологии «тонкого клиента», то есть того же терминального комплекса. При таком подходе обслуживание инфраструктуры осуществляется централизованно с одного места, когда один системный администратор обслуживает несколько тысяч терминалов. К тому же обслуживание терминала на месте его установки практически сведено к нулю в отличие от обслуживания персонального компьютера.
Такие решения уже начинают использовать наиболее дальновидные руководители и просто нормальные люди, которые привыкли считать деньги. В этом смысле хочу порадоваться за руководство Псковской области, которое по-хозяйски распоряжается государственными ресурсами и создает эффективную информационную инфраструктуру инновационного развития региональной образовательной системы.
Созданная на изложенных принципах инфраструктура обеспечивает эффективное управление развитием и передачу знаний образовательной системы. Суть эффекта заключается в обеспечении вариативных возможностей по использованию программных платформ.
Отличительная особенность решений на базе технологии «тонкого клиента» в том, что прежние программные решения не заменяются, а продолжают использоваться. Это лишний раз демонстрирует инвестиционный характер инноваций. По сути, возникает несколько альтернатив по использованию различных технологий передачи знаний.
Особенно ярко это проявляется в решении задач администрирования, где основной проблемой стала фиксация деятельности – как персонала, так и учащихся. Использование технологии «тонкого клиента» не просто существенно упрощает решение подобных задач, но и обеспечивает недостижимую функциональность для других программных систем школьного администрирования.
Отметим также экономическую и функциональную эффективность построения на базе решений с использованием технологии «тонкого клиента» в основе информационного портала школы и системы дистанционного обучения.
Флюсы и плюсы
Спрашивается, почему проблеме формирования информационной инфраструктуры школы уделяется такое большое внимание и вообще должны ли входить эти вопросы в сферу инновационной деятельности? Ответ однозначен: должны, причем обязательно и непременно. Почему? Потому что это вопрос стратегии развития школы и капитальных инвестиций. Его решение обеспечивает устойчивость развития и дает долговременные эффекты. Именно это отличает траты (или растраты) от инвестиций.
Наиболее сущностной проблемой инновационного развития школы стало внедрение образовательных и педагогических технологий, которые должны обеспечить передачу знаний ученикам и формирование у них универсальных компетенций.
Традиционно эта проблема в школе решается частными методами отдельных предметов. Однако надо помнить, что мир един, и в современных условиях профессионал не должен быть «подобен флюсу». Это значит, что при предметном подходе процесс передачи знаний необходимо осуществлять с учетом межпредметных связей, которые выявляются и подчеркиваются.
В старшей школе это реализуется с использованием проектной деятельности учеников, которые, используя знания по отдельным учебным предметам и образовательным областям, интегрируют их для исследования реальных проблем действительности, применяя в качестве инструментальных средств возможности ИКТ. Такого рода познавательная деятельность приводит к углублению и систематизации знаний, а также исподволь к формированию функциональных или практических знаний (компетенций), которые востребованы в реальной жизни.
Функциональная грамотность
Формирование функциональной грамотности учеников – лакмусовая бумажка эффективности всей учебной деятельности школы. С одной стороны, это формирует у детей психологическую уверенность в своих возможностях, которые весьма велики. С другой – позволяют реально оценить деятельность педагогического коллектива, понять, действительно ли он работает для развития детей, их интеллекта или неизвестно для чего, просто «вдалбливая» набор фактов и данных.
В качестве примера можно рассмотреть чрезвычайно актуальную проблему развития функциональной грамотности по математике, что подразумевает способность ученика самостоятельно решать задачи, предлагаемые на вступительных экзаменах. Актуальность здесь объясняется тем, что математика практически всегда выносится на вступительные экзамены в учреждениях профессионального образования. Так вот функционально грамотный ученик приступит к решению задачи любой сложности и не сдаст чистый лист, потому что он достаточно развит, хотя это не гарантирует его от ошибок. Подобное развитие обеспечивает ученику осознание своих возможностей и себя как личности, способной преодолевать трудности.
Кто-то скажет, что у ребенка может и не быть математических задатков. Это совершенно неверно. Вот у преподавателя могут отсутствовать задатки педагога, но любой ребенок обладает потенциалом развития. Другой вопрос – каковы пределы этого потенциала. Можно ли любого ребенка научить читать и писать? Ответ не требует комментариев. Следовательно, подход к развитию функциональной грамотности по математике заключается, в частности, в изучении математического «языка», а понимание, логика и методика идут как приложение. Абсолютно все, что выражается в знаковой (семиотической) системе, причем необязательно языковой, доступно для понимания и функционального использования. И существует немало подобных методик по русскому и иностранным языкам и экономике.
Для многих школ проблемой стало выстраивание и реализация модели непрерывного обучения ИКТ на всех ступенях. Эта модель включает изыскание учебного времени на работу в различных классах, обеспечение учебно-методической литературой, создание сетевых сообществ педагогов, внедрение прогрессивных методик обучения и так далее. Короче говоря, все сводится к обеспечению получения учениками ИКТ-компетенций. Богатый материал для решения этой задачи с истинно просветительской деятельностью предлагает издательство БИНОМ (http:www.lbz.ru).
В чем же здесь инновационность? Во-первых, в ориентации на приобретение знаний, которые обеспечивают производство не только новых знаний, но и компетенций. Во-вторых, в использовании ИКТ в качестве технологии передачи знаний и среды воздействия на органы чувств, что резко повышает эффективность восприятия информации и знаний.
Средства реализации
Пока мы рассматривали только два полюса проблем инновационного развития школьной образовательной системы: с одной стороны, создание фундамента в виде инновационной среды, а с другой, сам продукт образовательной системы – личность с выросшим человеческим капиталом в форме универсальных компетенций и функциональной грамотности.
Открытым остается вопрос о средствах реализации, к которым относятся:
• проектная технология достижения результата;
• ориентация на конечного потребителя образовательных услуг;
• социальное партнерство с государством и бизнесом;
• применение лучших образовательных практик;
• использование эффективных решений.
Для достижения целей развития наиболее эффективной представляется использование проектной технологии. В чем заключается ее сущность и что надо сделать для разработки и внедрения инновационного образовательного проекта? Попытаемся разобраться.
Перечислим характерные признаки проекта:
• четкое представление цели и результатов, получаемых в результате его выполнения;
• осознание начала и конца проекта;
• представление его в виде взаимосвязанных работ;
• конструирование (дизайн) проекта как системы работ;
• понимание необходимости выделения различных ресурсов (временных, человеческих, материальных, финансовых) на выполнение этих работ;
• создание проектной команды с закреплением ответственности за каждым ее членом;
• разработка программы и бюджета проектной деятельности*.
Весьма важна универсальная концепция инновационного образовательного проекта. Авторский подход заключается в использовании особого критерия, в соответствии с которым рост инвестиционной привлекательности образовательной системы происходит при создании (использовании) востребованных потребителем образовательных ресурсов. Они либо становятся основой для производства образовательной услуги, либо являются ею.
Такой подход способен осуществить мотивацию проектной команды и всего коллектива образовательной системы на разработку и реализацию проекта развития. Главное, что обеспечивает данная концепция, это объективная оценка значимости проекта и его результатов.
Выгода профессионализма
Важно отметить необходимость профессионального роста кадров сферы образования в области организационно-экономических основ инновационного развития образовательных систем. Именно в этом качестве используется Система образовательных программ по инновационному развитию образовательных систем (СОПИРОС). Она предназначена для формирования философии, методологии и технологии управления проектной деятельностью, а также, что очень важно, информационного пространства образовательной системы.
СОПИРОС прошла экспериментальную апробацию в качестве курсов повышения квалификации для руководителей инновационных школ. Сейчас она реализуется в рамках различных образовательных мероприятий Институтом информатизации образования РАО и Бизнес-центром АПКРО РФ.
В качестве иллюстрации (см. таб. 1) инвестиционной привлекательности проектов по формированию инновационной среды развития школы хочу привести данные по затратам и окупаемости подобных проектов применительно к общему образованию для различных образовательных систем, включающих школы (стоимость указана в рублях).
Прошу обратить внимание на тенденцию, которая позволяет сделать очевидные выводы: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи» и «Скупой платит дважды». Образовательные проекты должны быть системными и инвестиционно привлекательными не на бумаге, а в практике государственного управления. Это гарантирует быстрый возврат инвестиций и поступательное развитие образования на инновационной основе.
Не на словах, а на деле
Основой для изложенных выводов послужили материалы, переданные в Министерство образования РФ в 1999 году. Они «позволяли конкретизировать» две подпрограммы ФЦП РЕОИС. На основе этих материалов были разработаны концептуальные основы развития информатизации образования на муниципальном уровне.
Подход был развит при разработке и реализации проекта ИСО в виде дизайна и экономической модели функционирования ММЦ (2002-2005 годы), основой которой стала нормативно-параметрическая модель бюджета образовательного проекта.
Затем был создан задел в области организационно-экономических основ инновационного развития образования в виде моделей региональной целевой программы развития образования и деятельности по работе с одаренными детьми на базе РРЦ (2005-2006 годы).
Наконец, параллельно с этой деятельностью были разработаны два региональных проекта для Московской области, а также несколько проектов для инновационных школ и вузов (2002-2007 годы).
Венцом же систематизации и обобщения опыта стала разработка СОПИРОС (2007 год).
Все основные идеи были опубликованы и прошли «чистилище» на многочисленных конференциях с 2001 по 2007 год.
Комментарии