search
main
0

Скука – вид насилия

Ученикам средней школы № 36 Тамбова повезло с учителем истории и общественно-политических дисциплин – Валерием Юрьевичем САЛИКОВЫМ. Они не принимают на веру тезис «Революция была неизбежной» или утверждение, что она привела к построению рая на земле. Ребята сами делают выводы, проанализировав такие разные документальные свидетельства той эпохи, как воспоминания Милюкова, Палеолога, статьи Ульянова-Ленина.

А еще они твердо знают, что имеют право на собственную точку зрения, уважают взгляды оппонентов, критиковать стараются аргументированно. На уроках Валерия Саликова школьники учатся быть свободными людьми. Что может быть лучше?

Современная российская школа находится на стадии модернизации, что влечет за собой существенное изменение концепции образовательного процесса. Приоритетной задачей современной школы, по моему мнению, является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, что оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления.

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, находить нестандартные решения, подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обуславливает понимание неоднозначности мира.

Полагаю, что современный урок ни в коем случае не должен быть скучным. Скучная, монотонная подача информации есть форма интеллектуального насилия, а любое насилие порождает сопротивление. В итоге знания, которые пытается преподнести учитель, отторгаются школьниками. Эффективность подобного урока крайне низка. Еще Фридрих Ницше заметил: «Истина находит меньше всего представителей не там, где опасно ее высказывать, а там, где скучно это делать».

На своих уроках я отдаю предпочтение работе с реальными историческими или юридическими документами. Дело в том, что у учащихся сложилось некритическое отношение к тексту учебника, который воспринимается ими как истина в последней инстанции. Важно научить детей отделять факты от их интерпретации, способствовать формированию устойчивой системы взглядов на развитие общественных процессов. Широкое использование на уроке документальной базы позволяет изменить алгоритм учебной деятельности. Если традиционно школьники усваивали концепцию, предложенную автором учебника, а затем в тексте документа искали ее подтверждение, то в настоящий момент учащиеся анализируют текст документа, формируют собственную позицию по отношению к изучаемому вопросу, а затем сравнивают свои представления со взглядами авторов учебника. При этом очень важно научить детей выявлять и объяснять субъективизм отдельных видов источников.

На основе данной педагогической философии строятся принципы моей преподавательской деятельности:

– создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

– реализация принципа сотрудничества на уроке, школьники – соавторы учебного процесса;

– создание условий, позволяющих в максимальной степени раскрыть способности учащихся;

– реализация принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте