search
main
0

Скрипичный ключ ко всем наукам

«Д.Б. Кабалевский – ученый, композитор, педагог». Такова была тема международной конференции, проходившей в декабре прошлого года в Москве и приуроченной к 100-летию со дня рождения композитора. В конференц-зале Российской академии образования состоялось заседание, посвященное деятельности Кабалевского и судьбе его педагогических идей в настоящее время.

В своем вступительном слове президент РАО Николай Никандров тепло вспоминал вечера музыки в ленинградском Доме офицеров, на Литейном проспекте, проходившие по системе Кабалевского.

«У нас много единомышленников, но мало единоборцев», – говорил когда-то Дмитрий Борисович. Именно «единоборцы» (неологизм Кабалевского) – не пассивные апологеты, а активные «соратники» великого композитора и педагога – сотрудники РАО, ученые, учителя – собрались в зале заседания. Среди них – дочь композитора Мария Дмитриевна, поблагодарившая всех, кто помнит ее отца и продолжает его дело.

Друг композитора, академик Б.М. Неменский, отметил, что Дмитрий Борисович был не только ученым, композитором и педагогом, он был еще и замечательным гражданином своей страны. Иначе что бы заставило его, музыканта с международным именем, уйти из Московской консерватории в самую обыкновенную общеобразовательную школу Москвы. Как и его последователи, Кабалевский считал музыку родовой способностью человека, а не уделом профессионалов. Человек не может не быть музыкантом просто потому, что он – человек. А значит, вполне естественно приобщение к высокой, классической музыке любого школьника.

Система, разработанная Кабалевским, всеохватна. Она рассматривает музыку как культуру человеческих чувств, духовную культуру вообще, а потому может быть применена в педагогической практике не только учителями музыки, но и физиками, математиками, историками и другими «предметниками». Не случайно ведь, что учащиеся школ с углубленным изучением музыки показывают традиционно высокие результаты на олимпиадах по физике, химии и другим естественным и точным наукам. Об этом говорила директор Института художественного образования Л.В. Школяр. Людмила Валентиновна заметила, как важно помнить об идеях Кабалевского и преподавателям музыкально-педагогических отделений вузов. В противном случае техника отождествляется с искусством, а музыкант – с человеком, умеющим играть на музыкальном инструменте.

Интересны были выступления доктора Д. Форреста из Мельбурнского университета, который первым из зарубежных ученых защитил диссертацию о Кабалевском, украинских ученых Л.М. Масол и О.А. Кузнецовой, победителя конкурса «Учитель года – 92» А.В. Зарубы, главного редактора журнала «Искусство в школе» А.А. Мелик-Пашаева и многих других участников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте