search
main
0

Скорбные дни Рязани Поход Батыя на Русь

Тип урока: изучение нового материала по текстам изучаемой эпохи и современным текстам.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование
На доске:
1. Название темы.
2. Дидактические задачи.
3. Список текстов, фрагменты которых изучаются на уроке:
а) “Повесть о разорении Рязани Батыем”, XIII в.;
b) “Лаврентьевская летопись”, XIV в.;
c) “Слово о погибели русской земли”;
d) “Сокровенное сказание монголов” (анонимная монгольская хроника 1240 г.);
e) Плано Карпини (ок. 1220 – ок. 1290 гг.) “История Монголов”;
f) Юлиан (записки о своем путешествии в Приуралье в 1236 г.);
g) Л.Н.Гумилев (1912-1993 гг.) “Древняя Русь и Великая степь”.
4. Настенная карта “Нашествие на нашу страну иноземных захватчиков в XIII в.”.
На партах:
1. Фрагменты из всех текстов.
2. Иллюстрации по теме (средневековые китайские миниатюры, вид старой Рязани, оружие изучаемой эпохи, осадная техника…).
3. Карточка N 12 из набора “Наглядные пособия по средним векам” (осадная техника).
Дидактическая задача
Узнаю:
1. Какой была Русская земля до и после похода монголо-татарских войск.
2. Как встретила старая Рязань Батыя, внука Чингисхана.
3. Что принесло (благо или зло) нашествие монголов русскому народу.
4. Что еще?
Развивающая задача
Учусь:
1. Вычленять информацию из текста.
2. Вырабатывать способы аргументации своих суждений.
3. Определять авторство текста, тип текста.
4. Входить в менталитет средневекового человека с его воззрениями на окружающий мир.
5. Культуре диалога, дискуссий.
Домашнее задание
Домашнее задание по теме “Поход Батыя на Русь”
1. Подготовьтесь к написанию творческой работы (на выбор):
а) Русская земля до и после монгольского нашествия;
b) Скорбные дни Рязани (Владимира, Козельска, Торжка…);
с) Воображаемый диалог с Л.Н.Гумилевым;
d) Сами сформулируйте тему или проблему и раскройте ее.
2. Согласны ли вы с мнением, что монгольское нашествие не оказало серьезного влияния на жизнь русских, в частности северо-восточных земель? (Ответ обоснуйте, опираясь на тексты прочитанных источников).
3. Продолжите работу по контурной карте: обозначьте и подпишите города, оказавшие наибольшее сопротивление монголо-татарским завоевателям. Укажите даты сражений.
4. Сделайте в цвете рисунок “Старая Рязань”. Как, вы думаете, выглядел Спасский собор?
Спасибо!
Каждому ученику дается такой лист с домашним заданием.
Ход урока
На предыдущем уроке мы говорили о месте расселения монгольских племен, об их образе жизни и главных занятиях, об общественном устройстве и организации войска, о первых завоеваниях монголо-татар: о походах Чингисхана в Юго-Восточную и Среднюю Азию, в Закавказье. И остановились на печальной сече – сражении русско-половецких войск с войсками монголо-татар в районе реки Калки.
В 1223 г. после сражения на р. Калке монголо-татары ушли в заволжские степи и стали готовиться в Восточную Европу.
Сегодня и на следующих уроках нам удастся узнать:
1. Какова цель военных походов монголо-татар по мнению Плано Карпини1 и самих монголов?
2. Что, на ваш взгляд, требовалось для того, чтобы противостоять монгольским отрядам? Сравните свои представления с мнением Плано Карпини и Л.Н.Гумилева2.
Как вы думаете, насколько справедливо утверждение современного историка. (Ответ обоснуйте, опираясь на тексты прочитанных источников).
3. Используя тексты Юлиана3, Рашид-ад-дина4, Плано Карпини, скажите, как относились монголо-татары к покоренным народам?
4. Есть ли основания полагать, что к населению Руси монголы относились иначе, чем к покоренным народам других стран?
Версии ребят и их авторство учитель записывает на доске.
Давайте проверим свои предположения, познакомившись с фрагментами древнерусских летописей.
Читаем текст “Повести о разорении Батыем Рязани” (первый абзац).
Вопросы к тексту:
1. В каком году происходило событие, описанное в “Повести…”? Как правильно перевести дату от Сотворения мира, указанную автором “Повести…”, в современную систему летосчисления?
2. Определите тип текста. Обоснуйте свое утверждение.
3. О каком историческом событии мы узнали из этого текста? Выстройте факты в логике изложения автора текста (1237 г. – поход монголо-татар во главе с Батыем на Рязаньпредъявление Батыем ультиматума – “десятой доли во всем” – Рязанскому князю Игорю Ингваревичуобращение за помощью к Владимирскому князюотказ в помощи…).
4. Вы отметили места в тексте, где автор пересказывает события, а теперь отметьте, где он высказывает свое отношение к ним.
5. Попытайтесь измерить достоверность отрывка из “Повести…” по шкале “правда-вымысел” – шкале достоверности. Объясните свой выбор.

1 Плано Карпини (ок. 1220 – ок. 1290) – один из первых европейцев, проехавших по монгольским кочевьям. Его труд – “История Монголов”.
2 Л.Н.Гумилев (1912-1993) – русский историк-этнолог. Его труд – “Древняя Русь и Великая степь”.
3 Юлиан – венгерский монах, миссионер, побывавший в 1236 году в монгольских кочевьях в Приуралье. Оставил записки о своем путешествии.
4 Рашид-ад-дин (1247-1318) – второй визир при дворе персидских ханов в Тавризе. Его труд – “Сборник летописей”.
6. Возможно ли, исходя из этого, определить авторство текста? (С каких позиций – русского человека или иностранца – написан текст?)
Давайте посмотрим, как дальше развивались события, описанные в “Повести…” (Читаем второй абзац).
Вопросы:
1. Продолжите выстраивание фактов в логике автора текста.
2. Каковы причины поражения русских, по мнению автора текста?
Читаем отрывок из Лаврентьевской летописи. Вопросы:
1. Когда и кем была написана Лаврентьевская летопись?
2. О каких новых исторических фактах вы узнали из Летописи?
3. Как вели себя монголо-татары в захваченном городе?
Послушайте еще один текст.
Вопросы:
1. Определите тип текста и позицию автора. (Учитель читает отрывок из “Батыя”, не называя источника. /Василий Ян., т.3, М.,1989, с. 33-35/).
2. Скажите, о каких новых фактах о походе монголо-татар на Русь вы узнали из этого текста? (Ничего существенного ученики не находят).
3. Можем ли мы предположить, на основе чего (каких текстов-первоисточников) писался этот исторический роман?
“По данным археологов, указывают Л.А. Кацва и А.Л.Юрганов в книге “История России VII-XV вв.”, из 74 городов, существовавших на Руси в XII-XIII вв., 49 были разрушены Батыем, причем 14 обезлюдели навсегда”. В том числе и старая Рязань.
“Сий бо град Резань, и земля Резанская изменися доброта ея, и отиде славя ея, и не бе в ней ничто благовидет и – токмо дым и пепел. Не бе бо в граде пениа, ни звона, в радости места всегда плач творяще”. (“Повесть о разорении Рязани Батыем”, XIII в.).
Позже была построена новая Рязань недалеко от старой и названа Переяславль-Рязанский – современная Рязань. (Переяславль – переять – перенять славу).
На этом можно закончить работу с текстами по теме и предложить домашнее задание, сориентировав в тактичной форме сильных учеников на выполнение заданий под литерами “c” и “d”.
ДМК (документально-методический комплекс)
Юлиан
“Во всех завоеванных царствах они убивают князей и вельмож, которые внушают им опасения. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против их воли в бой впереди себя. Других… оставляют для обработки земли… и обязывают тех людей впредь именовать себя татарами. <…> На укрепленные замки они не нападают, а сначала опустошают страну и грабят народ и, собрав народ той страны, гонят на битву осаждать его же замок”.
Плано Карпини. “История Монголов”
“О вероломстве татар и о жестокости против пленных. …Когда они (монголы)… стоят против укрепления, то ласково говорят с его жителями и много обещают им с той целью, чтобы те предались в их руки; а если не сдадутся им, то говорят: “Выйдите, чтобы сосчитать вас согласно нашему обычаю”. А когда те выйдут к ним, то татары спрашивают, кто из них ремесленники, и их оставляют, а других, исключая тех, кого захотят иметь рабами, убивают топором. А если, как сказано, они щадят кого-нибудь иных, то людей благородных и почтенных не щадят никогда…”
“Замысел татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир, и об этом они имеют приказ Чингиз-хана. Поэтому их император так пишет в своих грамотах: “Храбрость Бога, император всех людей”… Они не заключают мира ни с какими людьми, если только те случайно не предаются в их руки”.
“… Если христиане хотят сохранить самих себя, свою землю и христианство, то царям, князьям, баронам и правителям земель надлежит собраться воедино и с общего решения послать против них людей на бой, прежде чем они начнут распространяться по земле…”
Рашид-ад-дин. “Сборник летописей”
“В большинстве местностей и земель области Ирак они (монголы) произвели еще большие избиения и грабежи <…> В том же году… они (монголы) отправились в Азербайджан, совершая по прежнему обыкновению избиения и грабеж во всяком месте, которое попадалось на пути”.
“Сокровенное сказание монголов” (1240 г.)
“Наслаждение и блаженство человека состоит в том, чтобы покорить мятежников и победить врага, взять то, что он имеет, заставить вопить служителей его, заставить течь слезы по щекам их, сидеть на их приятно идущих жирных конях, целовать румяные щеки и алые уста их жен”.
Л.Н.Гумилев. “Древняя Русь и Великая степь”
“Согласно монгольским правилам войны, те города, которые подчинялись добровольно, получали название “гобалык” – добрый город, монголы с таких городов взимали умеренную контрибуцию лошадьми для ремонта кавалерии и съестными припасами для ратников. Но и другие города, не успевшие вовремя сдаться, страдали недолго. Так как монголы нигде не оставляли гарнизонов, то “подчинение” носило чисто символический характер; после ухода монгольского войска жители возвращались домой, и все шло по-старому”.
“… Монголы не ко всем русским стали проявлять враждебность и мстительность. Многие русские города во время похода Батыя не пострадали. “Злым городом” был объявлен только Козельск… Монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. <…> Поэтому пострадал Козельск. <…>
…Богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества – Ярославль, Ростов, Углич, Тверь и другие, – вступили в переговоры с монголами, избежали разгрома. <…> Несчастный Торжок пострадал лишь потому, что жители его… не успели капитулировать. По монгольскому закону, после того как была выпущена первая стрела, переговоры прекращались и город считался обреченным. Видимо, на Руси были толковые, осведомленные люди, успевшие растолковать согражданам “правила игры” и тем уберегшие их от гибели. Тогда причиной разгрома Владимира, Чернигова, Киева и других крупных городов была не феодальная раздробленность, а тупость правителей и их советников-бояр, не умевших и не стремившихся организовать оборону”.
“Повесть о разорении Рязани Батыем”
“В лето 6745… Пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем. Во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и привез ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары приял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но ярился-хвалился повоевать всю Русскую землю.
<…> Царь Батый лукав был… сказал князю Федору Юрьевичу: “Дай мне княже познать красоту жены твоей”. Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: “Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих… Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь”. Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился, и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его повелел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал. <…> И услышал великий князь Юрий Ингваревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей, и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них… И едва отдохнув от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки”.
Лаврентьевская летопись
“И стал воевать Рязанскую землю (Батый), веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная… Царь Батый окаянный пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились… <…> Батыевы силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами. И едва одолели их сильные полки татарские… <…> А шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками1, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви подожгли, а иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А иных в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы Божие разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: “вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Ни един от них возратися вспять: вси вкупе мертвии лежаша”.
<…> И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на город Суздаль и на Владимир, собираясь русскую землю пленить, и веру христиансую искоренить, и церкви Божие до основания разорить”.
Нина Скворцова,
учитель истории
школы-комплекса N 79
Барнаул,
Алтайский край

1 Порок – в данном случае метательное стенобитное осадное орудие.

Литература

1. “Памятники литературы Древней Руси: XIII век”. М., 1981, с. 135-143.
2. “Хрестоматия по истории России (с древнейших времен до XVII в.)”, том 1. Составители: И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.В.Уколова.М., 1994, с 94-100.
3. И.Данилевский. “Русь древняя и средневековая” (рабочая тетрадь). М., 1996, с.63-77.
4. Василий Ян. “Батый”… т.3, М.,1989, с.33-35.
5. Н.П.Кончаловская. “Наша древняя столица”. М., 1972, с. 11-20.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте