search
main
0

Сколько замов нужно школе? Читаем закон об образовании внимательно

​Изменения, происходящие в московском образовании, заметно коснулись административно-управленческих команд образовательных организаций. В свое время школьных завучей сменили заместители директора школы по направлениям – по учебной, воспитательной, научно-методической, экспериментальной работе, безопасности, информатизации и др. Сегодня количество замов в образовательных организациях не только уменьшилось, но изменились и сами наименования. Переименования произошли. Но не всем ясны причины и истоки. А они, по существу, обусловлены новыми законодательными требованиями к организации образовательной деятельности.

Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью одного законодательного документа – Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Работники государственных образовательных учреждений – люди государевы, а значит, должны выполнять свою работу в соответствии с требованиями закона об образовании. И именно там искать ответы на многие вопросы. Но как оказалось, мы не всегда умеем читать, понимать и исполнять закон. А знать его положено всем работникам образования, особенно руководителям и их замам. Если закон читать внимательно, то там можно найти ответ на вопрос, сколько замов нужно школе.В соответствии с частью 18 статьи 2 ФЗ-273 «образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана». На основании статьи 26 «управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим федеральным законом». Сочетание принципов единоначалия и коллегиальности в управлении школой предполагает, что директор должен иметь равнозаменимых заместителей, которые с полной ответственностью способны осуществлять замещение руководителя на момент его отсутствия и исполнение прямых должностных обязанностей замов в соответствии с сегодняшними требованиями законодательства.Обращает на себя внимание очень важная статья закона 28, где раскрываются компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации и, по сути, содержится ответ на искомый вопрос. Почему, собственно, речь пойдет именно об этой статье закона? Самостоятельность и свобода, которые делегированы школе этой статьей закона, имеют ограничение в виде обязательств и ответственности. Любая школа обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законодательством и своим уставом. Школы свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по образовательным программам, которые реализуются. Рамки своей автономной свободы школа фиксирует в своем уставе и описывает в локальных нормативных актах. Это с полнотой государственной ответственности должна иметь каждая школа, поскольку нормативно-правовая база образовательной организации должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством.Что школа должна исполнять? Это относится к ее компетенции в установленной сфере образовательной деятельности:1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС;3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;4) установление штатного расписания;5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации;8) прием обучающихся в образовательную организацию;9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем;10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;11) поощрение обучающихся в соответствии с установленными видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;12) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;13) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;14) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;18) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;19) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;20) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.Давайте посмотрим дальше. Что школа обязана? Ищем ответ в той же статье закона. Осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям и др.; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.За что несет ответственность школа (читай – руководитель)? Читаем ответ: 1) за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции; 2) за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом; 3) за качество образования своих выпускников; 4) за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.Таким образом, внимательное чтение закона позволяет сделать очень важный вывод. Ключевой принцип в формировании команды управления школой – принцип ответственности за общий результат работы школы, если быть более точным – за результаты образовательной деятельности обучающихся. Именно поэтому прежняя расстановка кадров сегодня отменяется, поскольку не отвечает современным задачам управления! Сегодня уже неактуальны и неэффективны завучи по ступеням образования (по начальной, основной, старшей школе), завучи по комплексным направлениям организации образовательного процесса (по учебно-воспитательной, учебно-производственной, научно-методической работе).Сегодня замы необходимы только в соответствии с должностным распределением ответственности за совокупный результат работы школы. Но только не в прежнем значении этих должностей. Ведь современный менеджмент предполагает новые механизмы управления, как и формирование нового управленческого мышления. Внимательное чтение закона с прозрачностью отражает направления распределения ответственности за результат работы школы и соответственно распределение функционала по должностям! Члены управленческих команд, не мудрствуя лукаво, должны примерить на себя функционал в соответствии с перечнем перечисленных выше компетенций.В чьей, так сказать, компетенции, например, разработка и подготовка к утверждению образовательных программ школы? Кто отвечает за разработку программы развития? Кто из замов обеспечивает организационное и нормативно-методическое сопровождение и контроль приема обучающихся в школу? На кого возлагаются функции по определению списка учебников в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем учебников? Под чьим надзором осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения? Как организовано использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения? На кого возложена организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров?Вот примерная рамка функционала первого зама, назовем это приблизительно – по организации образовательного процесса и реализации образовательных программ или для краткости – по содержанию образования.Кто ответственен за ведение и контроль индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях? В чье ведение попадает поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой деятельности? Кто курирует проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования? Кто курирует деятельность официального сайта образовательной организации в сети Интернет? Вот вам должностная характеристика зама по качеству образования.Кто из замов отвечает за создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации? На чьей ответственности организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ? Кто обеспечивает и сопровождает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся? Кто отвечает за создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом? Кто контролирует соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся? Вот новая рамка должностной ответственности зама по воспитанию и социализации обучающихся.Список замов законодательно обоснован, но не завершен. Ведь мы ограничились чтением только одного закона. А есть и другие ФЗ…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте