Елена АГАЕВА, директор борисоглебской гимназии №1, Борисоглебск, Воронежская область: – В нашей гимназии каких-то своих особенностей в аттестации педагогов нет, потому что мы действуем в контексте тех документов, которые разработаны на региональном и федеральном уровнях. Каких-то специальных мероприятий мы не добавляем, потому что процедура аттестации и так достаточно сложна. Некоторые школы могут рекомендовать или не рекомендовать учителю аттестовываться на более высокую категорию. Но мы в гимназии всегда поддерживаем решение учителя: если он решил, что будет аттестовываться на первую или высшую категорию, – это его право. Я в своей практике не помню такого случая, чтобы сказала кому-то из педагогов, что ему рано аттестовываться на ту или иную категорию. Если человек решается, пусть пробует и доказывает свои знания.
Второй момент, о котором хочется сказать, – это достаточная независимость на сегодняшний день самой процедуры аттестации. Воронежский институт развития образования разработал хороший портал, где можно открыть собственный кабинет, заполнить все необходимые бумаги через компьютер, это может сделать любой учитель буквально из своего дома с личного компьютера. Это очень удобно, учитываются интересы учителя, кому-то по силам подготовиться за полгода и пройти процедуру аттестации, а кому-то это удается сделать за несколько дней, все зависит от внутренней организации. В целом от педагога требуется заполнить электронную карту самообследования, затем напечатать ее, а директор должен подтвердить результаты. В нашей гимназии учитель приносит карту, а я прошу дополнительно его личную папку, в которую он собирал все свои результаты и достижения за последние годы. Я должна в электронной карте учителя написать «заверяю» под каждым критерием, и для этого я сверяюсь с его папкой. Поэтому мы с коллегами заранее договариваемся, чтобы вместе с электронной картой они приносили папку-портфолио.Вообще все зависит от активности каждого человека, от его личных амбиций. Единственное, что я бы cкорректировала во всей процедуре, – это само содержание таблицы, которую заполняет учитель. Его надо немного подредактировать, исходя из современных требований, например, с учетом введения ФГОС.Что касается тестирования, оно в процедуре аттестации есть, и я его сама проходила как учитель математики. Могу сказать, что ничего непрофессионального или того, чего мы не знаем, в этом тесте нет. Есть вопросы по психологии, по педагогике, по дидактике и, конечно, по предмету – все логично. Предполагаю, что некоторым педагогам могут не понравиться вопросы, касающиеся нормативной базы, знания документов и законодательства. Объясняется это тем, что пока эти вопросы напрямую учителя не касаются, мало кто любит читать и «нормативку», и законы. Однако экзамены и тестирование подразумевают, что педагог развивается, в том числе и юридически. В целом учителя справляются и с этими вопросами, в нашей гимназии я не помню случая, чтобы кто-то набрал меньше 75 процентов.Кстати, тестирование тоже проходит в онлайн-режиме, ехать никуда не надо. У нас в Борисоглебске в двух школах установлено все необходимое оборудование, в том числе IP-камеры видеонаблюдения, благодаря которым в Воронеже, в ВИРО, видят весь процесс тестирования и сами аудитории.Как известно, учитель учит, пока он сам учится. В нашей профессии без аттестации нельзя, и сегодня эта процедура организована намного удобнее.Любовь КУЛЕВА, директор лицея №12, Екатеринбург:- Я не приветствую тот формат аттестации педагогов, который существует сейчас. Во-первых, потому что за основу берутся не те показатели, которые реально отражают силу и опыт учителя. Во-вторых, потому что на саму процедуру уходит слишком много времени, и это отвлекает от главного – воспитания и обучения детей.Очень давно работаю в системе образования и помню иные формы «контроля и учета» профессиональности педагога. Раньше действовало тестирование на знание материала, это было разумно. Когда-то сама школа имела возможность аттестовать учителя-методиста, старшего учителя: эти статусы присваивались по конкретным результатам, которых достиг педагог в своей преподавательской деятельности. Важно, что делалось это собственными силами, а не посторонней комиссией, которая хоть и непредвзята, но не знает реального человека.Когда учитель выходит на аттестацию, а мы знаем, что в русской традиции откладывать все до последнего, он настолько зациклен на этой процедуре, он нервничает и ни о чем ином думать не может: «Не трогайте меня, у меня аттестация!» А то, что надо не просто уроки проводить, а детей учить, и так, чтобы в его классе не было троечников (я ярый противник троечников, у настоящего педагога их быть не должно!), до этого у многих руки не доходят.Конечно, аттестация как инструмент оценки профессиональных навыков должна быть. Но инструмент этот требует принципиальной трансформации, иначе вреда от него больше, чем пользы. Я за реальный результат, который показывает учитель, а не за его умение пространно и красиво этот результат представить.Валентина ПАВЛЮЧОНОК, учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:- Я работаю уже третий год без категории. Раньше, до пенсии, у меня была высшая категория, но в положенные сроки я отказалась ее подтверждать. Думала, уйду на заслуженный отдых, к чему мне лишние волнения? И действительно уходила на пенсию. Но через полгода меня попросили вернуться и взять один класс, потому что коллега ушла среди года, ее часы как смогли распределили, а один класс остался без учителя. Я проработала полгода на 7 часах, а в сентябре мне уже дали полную ставку – педагогов в городских школах не хватает, молодежь не очень рвется занимать освобождающиеся места. Пенсионеры были и остаются основной тягловой силой во многих школах, лицеях и гимназиях, даже самых элитных. Работают многие коллеги-словесники из последних сил, уступая слезным просьбам директоров, им для поддержания высокого статуса учреждения нужно, чтобы результаты ЕГЭ были на уровне. Молодежь, я имею в виду выпускников вузов, с этой задачей не справится. Их самих еще учить нужно, их знания таковы, что они сами ЕГЭ напишут неважно, не то что научат кого-то. У нас, конечно, есть учителя так называемых средних лет (от 40 до 50 – самый активный педагогический возраст), но они все без исключения перегружены: либо ведут по две ставки, либо совмещают с работой завучей. Молодые в школы не идут, а если и появляются, то ненадолго. А есть и такие, кто лучше бы не оставался. В ближайшем к нам лицее третий год работает выпускница заочного филфака (к слову, у нее первая категория, и защитила она ее довольно легко), которая пропускает при проверке ученических работ от 7 до 15 ошибок, читает мало, не любит классику, поэтому во всем известных фамилиях персонажей Сатин и Лопахин делает ударение на последнем слоге. Это лишь одна, но очень значимая деталь, которая скажет о педагоге, его квалификации гораздо больше, чем квалификационная категория.К чему я это рассказываю так подробно? Чтобы понятно было, насколько мало процедура аттестации связана с истинным положением вещей. И первая, и высшая категории присваиваются учителям совершенно формально, безотносительно к их реальным заслугам, степени таланта, трудолюбию и работоспособности. Конечный результат гораздо больше зависит от мотивации, от умения быстро ориентироваться в Интернете, в различных компьютерных программах и даже (не в последнюю очередь) от нравственных установок. Например, есть педагоги, которые не умеют и не хотят кривить душой – они включают в портфолио лишь реальные достижения, а не высосанные из пальца победы. А есть категория педагогов, не гнушающихся заведомым обманом. Знаю, например, таких, кто ради строчки в портфолио участвует в многочисленных заочных конкурсах и посылает (ради призовых мест) не ученические, а свои собственные работы. Причем себя они легко оправдывают: ничего ведь не своровано, свой собственный труд… Есть те, кто в написании так называемой научно-методической работы использует чужие наработки, компиляции давно уже не считаются зазорным делом. Знают об этом и проверяющие, но в большинстве случаев смотрят на плоды педагогического творчества сквозь пальцы, оправдывая свою лояльность тем, что всем «надо как-то выживать» и «как не порадеть учителям?». И действительно, как не порадеть? Но только и получается, что беспринципным людям гораздо легче и сподручнее защитить категорию, чем честным и порядочным. А кто в выигрыше?Людмила ЦАРЬКОВА, заместитель директора школы №3, Луга, Ленинградская область:- На мой взгляд, система аттестации требует более продуманного подхода. Прежде всего в отношении показателей, заложенных в аттестационные критерии. Там учитываются результаты ЕГЭ, ГИА, участие в конкурсах и т. д. Но мы знаем, что все дети разные и классы разные. У одного учителя в классе могут сидеть одаренные, мотивированные дети, и у них, естественно, высокие результаты экзаменационных работ. У другого педагога класс более слабый, но это не значит, что учитель не выкладывается и не старается, просто у него такой контингент детей. И этот учитель никогда не наберет нужное количество баллов. Так же как учитель технологии, изо, черчения. Даже если они будут участвовать в профессиональных конкурсах, то «стоимость» балла за участие все равно невысока.Поэтому я думаю, что показатели нужно пересматривать, для того чтобы не выстраивать всех учителей в одну линию. Наверное, нужны расширение критериев, учет специфики каждой школы, ее направления. Нужно оценивать учителя в соответствии с этим направлением. К тому же из-за того, что при аттестации учитываются участие в конкурсах, публикации, всевозможные выступления, нагрузка у учителя становится неподъемной. Например, когда приходят молодые специалисты и видят, какой объем отчетности, документации нужно вести, они совершенно теряются. Это может отпугнуть их от школы, а нам бы этого не хотелось.К сожалению, в последнее время намечается такая тенденция, что некоторые учителя, не желая тратить нервы и время, подают документы на соответствие занимаемой должности и не стремятся получить первую или высшую категорию.От редакцииЧитайте продолжение темы в следующем номере.Ждем ваших откликов!
Комментарии