Узнав, что я написала множество методических разработок уроков, моя приятельница очень удивилась: «Ой, а я и не задумывалась, что учебники кто-то пишет, они же всегда есть!» Аналогичным часто бывает и отношение к самим школам, которые тоже «всегда есть».
В последние годы у нас в Академгородке активно перестраивались и достраивались две самые известные здесь школы. Их история довольно необычна. Первой была выстроена школа №130, открывшая свои двери для учеников (1‑й этаж) и студентов университета (2-3‑й этажи) в самом начале 1960‑х. Пока достраивался Новосибирский государственный университет, ученики и студенты мирно сосуществовали в одном здании. Научный городок быстро рос, и среди зданий первой необходимости, естественно, были школы, строившиеся на выделенные государственным бюджетом деньги. Типовые здания были рассчитаны на 550-600 учеников. Вскоре пришлось вводить вторую смену, потому что количество детей постоянно росло. В 1970 году школа №130 с углубленным изучением английского языка переехала в новое здание. Каждое лето на газонах вокруг него, как и раньше, можно было вечерами увидеть, как люди расставляют раскладушки и устраиваются спать. Дежурили, составляли списки, чтобы наутро записать будущих первоклассников в самую престижную школу района. Привлекали многие факторы: высокий уровень подготовки, большое количество победителей олимпиад и конкурсов; почти 100% выпускников поступали учиться в вузы.
А у старого здания спустя время появились новые хозяева, давшие ему вторую жизнь. В нем после ремонта поселилась гимназия №3, вскоре вошедшая в число лучших школ района и города благодаря прекрасному коллективу педагогов и мощной поддержке родителей учащихся. В обеих сегодня обучаются свыше тысячи детей; после окончания большинство продолжают образование в вузах города. Ребята активно участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, в международных проектах. Учителя владеют новейшими технологиями.
О том, что в новом здании школу №130 ждут большие проблемы, заговорили практически сразу. Тогдашний директор рассказывал о ситуации, делился со старшеклассниками и родительским комитетом. Дело в том, что по чьему-то недосмотру был выбран красивый и оригинальный проект, рассчитанный… на условия Крайнего Севера. Хотя климат в Сибири суровый, но все же не такой, как там, где есть вечная мерзлота. Стало быстро понятно, что окна маловаты, коридоры узковаты, зимой все равно бывает холодно, зато с наступлением весны в мае становится непомерно жарко.
Руководство учебного заведения, конечно, не один раз менялось за прошедшие полвека, но заботы оставались прежними. Здание постоянно перестраивалось и переделывалось изнутри, регулярно всплывали новые неполадки. Помню, когда я там работала уже в нулевые, директор на педсовете озвучила большую проблему. Оказалось, под крышей образовалась водяная «подушка», которую нужно было как-то ликвидировать. Искали средства, спонсоров, объявляли тендеры. Устранили. Другая сложность происходила, как ни странно, из-за высокого рейтинга школы, ее популярности среди местного населения, значительную часть которого по-прежнему составляют научные сотрудники и преподаватели. В здании, рассчитанном на куда меньшее количество учащихся, обучались в две смены более тысячи детей. К тому же в небольшой пристройке размещалась «музыкалка», поэтому в народе весь комплекс прозвали поющей школой.
Сегодня учебное заведение носит название «Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева» (основателя Академгородка). К 2020 году было принято решение сделать большую пристройку, по сути, второй корпус. Строительство велось в рамках плана развития Новосибирского научного центра, его завершили в поставленные сроки, невзирая на пандемию и связанные с ней меры изоляции. Было решено расположить в нем начальную школу. Кроме того, в корпусе открыли лабораторные кабинеты для старшеклассников, два спортзала, актовый зал, изостудию и бассейн. Необычная круглая форма, выгнутые стекла в окнах, специально произведенные для закругленных стен, придают всему проекту оригинальность. Отметим и привлекательные яркие цвета, использованные для стен, сразу видно – здесь «началка»! Здание соединено с основным теплым переходом, что очень важно при нашем климате. В четырехэтажном корпусе могут заниматься 600 учеников. Всего вместимость школы увеличилась в два раза. Здесь также созданы условия для обучения маломобильных учеников.
Мои коллеги говорят о том, какую роль для них играет возможность посещения бассейна и спортивных залов после уроков, особенно зимой, когда не нужно куда-то выходить, а можно просто пройти по крытому теплому переходу и заняться физической активностью. По-моему, это и есть реальная забота о педагогах. Стоимость строительства была оценена примерно в 450 миллионов рублей. Учитывая прекрасную оснащенность всем необходимым для учебы, эта цифра звучит нормально.
А старую школу, выстроенную намного раньше, недавно снесли совсем и на ее месте выстроили новые корпуса гимназии №3. Так как это было именно строительство нового объекта, а не пристройка, пусть и большая, то и времени было потрачено больше, и средств ушло немало. Реализация проекта обошлась в 1,13 миллиарда рублей. Примерно такие же суммы затрачиваются на постройку новых школ и по стране.
Известно, что в гимназии располагаются три блока, два из которых имеют четыре этажа. В школе имеются спортзал, библиотека, медицинский блок и музей. 1100 учеников учатся в одну смену. Здание образовательного учреждения вошло в национальный проект «Образование». На строительство деньги шли сразу из трех бюджетов: федерального, областного и городского.
Конечно, как всякий дом, где находятся дети, новые здания нуждаются в поддержании хорошего состояния. Если по коридорам ежедневно бегают более тысячи детей, ясно, что ремонт неизбежен и необходим, желательно ежегодно. За счет небольших и крупных перестроек имеющихся зданий в столице Сибири уже было создано около 1500 дополнительных мест для школьников. Планируется выстроить еще несколько школ, что обеспечит более восьми тысяч мест и позволит вести обучение в одну смену.
Чем отличается построение нового учебного заведения от ремонта, возведения пристроек, даже нового здания вместо старого? Помимо помещения необходимы оборудование, мебель, современная техника, лаборатории, учебные пособия, библиотеки, компьютерные классы, Интернет, столовая. А самое главное – требуются учителя, сотрудники. Помимо психолога и советника директора нужны медсестры и повара. Директор школьной столовой, например, рассказывала мне, что ежедневно они пекут более тысячи булочек, а иной раз и вдвое больше в зависимости от сезона. Зимой дети чаще забегают в столовую. «А ты видела, как едят мальчики-подростки?» – спросила она. Да. Картина не для слабонервных. Требуются горячее питание, огромное количество посуды, плиты, раковины и обязательное соблюдение всех санитарных норм. Все это недешево стоит, но ведь дети – наше будущее, а хорошее образование – залог успешного развития и прочного положения страны в мире.
Нина КОПТЮГ, Новосибирск, фото автора
Комментарии