Минобрнауки России предлагает установить срок получения базового высшего образования по основным учительским специальностям в пределах 5-6 лет. Об этом говорится в проекте приказа ведомства, опубликованном на федеральном портале проектов нормативных актов. Изменения коснутся вузов, участвующих в пилотном проекте по переходу от Болонской системы к новой отечественной модели высшего образования. Эксперимент начнется с 1 сентября 2023 года.
Согласно проекту приказа дольше всего – 6 лет – будут обучаться преподаватели русского языка, литературы, физики, истории, обществознания, химии и биологии. Обучение сроком в 5 лет предлагается установить для учителей китайского языка, русского как иностранного и начальных классов. Столько же предстоит учиться преподавателям с двумя профилями подготовки. Например, учителя изобразительного искусства и педагога дополнительного образования. Четырехлетний срок обучения установлен только для педагогов дошкольного образования.
Для получения специализированного высшего образования в магистратуре педагогам-дефектологам, методистам и педагогам-исследователям потребуется два года.
О сроках подготовки учителей в вузах размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Дело не только в сроке обучения, но и в том, как оно будет организовано. Очевидно, что высшее педагогическое образование должно давать глубокое знание не только предмета, но и методики, педагогики, возрастной психологии. Оно должно готовить будущего учителя к работе с детьми с ОВЗ, с одаренными детьми, а значит, быть практико-ориентированным. Пока система высшего образования в целом этому вызову не отвечает. Не случайно три года назад президент поручил обеспечить привлечение практиков к преподавательской работе, в том числе по совместительству, без предъявления к ним требований о наличии ученой степени. Ведь сфера образования быстро меняется. Резко возросла значимость технологий работы с информацией, проектами и исследованиями, цифровыми средами. Есть задача – увеличить не только число выпускников школ, поступающих в инженерные вузы, но и способных успешно осваивать их образовательную программу. Для всего этого нужны сильные учителя, которых в вузах должны готовить и ученые, и практики.
В прошлом году СПК в сфере образования утвердил модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки педагогов. Эта процедура экспертной оценки, полностью основанная на требованиях рынка труда. Она позволяет образовательным организациям усилить свои программы, сделать их современными, гибкими, отвечающими ожиданиям работодателей. Ключевой критерий ПОА – подтверждение готовности выпускников к профессиональной деятельности в ходе независимой оценки квалификации.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик РАО:
– Очевидно, что начинать надо не с вопроса, сколько лет надо учиться будущему педагогу, а с того, какими знаниями и компетенциями он должен обладать на выходе, какой объем практических занятий необходимо заложить в образовательный процесс для закрепления полученных навыков. И только после этого будет понятно, сколько времени на все это потребуется.
Для разного типа школ учителей следует готовить по-разному. Одно дело – обычная, рядовая школа, другое – школа для одаренных детей, и третье – школа для детей с ОВЗ. И если для обычной школы, на мой взгляд, вполне хватает 4 лет обучения, то для продвинутых гимназий и лицеев, равно как и спецшкол, может быть и 5, и 6 лет.
Зависят ли сроки обучения от предмета? Тут возникает соблазн заявить, мол, есть предметы более важные, такие как математика или физика, а есть второстепенные, например музыка, физкультура или изо. Но это большое заблуждение, потому что если уж всерьез говорить о воспитании гармонично развитой личности, то одинаково важными и нужными следует считать все предметы. И вот тогда отношение к урокам рисования или пения будет куда более серьезным, причем со стороны не только детей, но и самих педагогов.
Марина ТРЯСЦИНА, директор школы №1 Верхнеуральска, Челябинская область:
– На мой взгляд, лишний год обучения не помешает молодому специалисту. Однако он будет полезен, только если его насытить практикой. Отрабатывать полученные знания нужно в школах, колледжах, а не за партой в вузе. Как мне кажется, лучше всего увеличить срок обучения для преподавателей химии, физики, черчения и биологии, так как эти предметы сложны как в преподавании, так и в изучении.
Нелли КРАСОВСКАЯ, доктор филологических наук, декан международного факультета Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:
– На мой взгляд, пять лет – это тот оптимальный срок, который позволяет готовить квалифицированных специалистов. Все-таки шесть лет – это традиционно срок, который либо выходит на какие-то практические навыки, либо связан с подготовкой по другому направлению или второму профилю.
Мне кажется, стоит ввести новые дисциплины для учителей, исходя из современных реалий. Например, не просто новые технологии обучения, а уже какой-то предмет в области искусственного интеллекта. Мы должны понимать, что ИКТ – часть нашей жизни, надо быть к этому готовыми.
Наталья ПЕТРОВА, учитель английского языка, Воронеж:
– Я училась, когда Болонская система в наших вузах уже действовала, хотя мы не особенно это чувствовали. Две специальности, например «учитель английского языка» и «информатика», осваивали за пять лет. То есть у нас, как и раньше, оставалось пятилетнее обучение, и это всех устраивало. А одна специальность давалась по программе бакалавриата за четыре года, потом два года магистратуры, получалось всего шесть. Видимо, и теперь нашим студентам предложат что-то похожее, я не против, но шесть лет для получения специальности, пусть даже по двум предметам, – это все-таки многовато. На самом деле многие мои коллеги – начинающие учителя жалуются на два недостатка, которые отмечают во время учебы в педуниверситете. Первый – недостаточные знания по детской психологии. А второй момент – мало практики! Если учитель русского языка будет обучаться шесть лет и из них всего 2-3 месяца проведет в школе на практике, – это очень мало! Он должен как минимум год проработать, а то и больше. И что будет с нами, с «иностранцами»? Думаю, сейчас мало кто из студентов имеет возможность побывать в европейской стране, язык которой собирается потом преподавать. Поездки в Англию, Германию или Францию стали невозможны, как с этим быть? Неужели все будут учить только китайский?
Дмитрий КОВАЛЕВСКИЙ, генеральный директор ООО «РусНейро», в прошлом помощник заместителя министра образования и науки РФ:
– Мое личное, никем не разделенное мнение – нужно упразднить педагогические институты. Учителей нужно готовить в магистратуре из бакалавров по специальностям «математика», «филология» и т. д. Но это утопия, потому что тогда учителя будут высокого класса, но их будет мало для массовой школы. И зарплата учителя не такая, чтобы к этому стремиться.
Что касается срока обучения, я не знаю, чем обосновывают его увеличение, тем более по отдельным направлениям. Почему учитель русского языка должен учиться шесть лет, а китайского – пять? Это непонятно.
На самом деле в подготовке учителей есть два аспекта – предметный, например математика, и педагогический – методика преподавания, психология. Именно поэтому я за то, чтобы педагогическое образование получали в магистратуре. То есть человек обучился в бакалавриате на математика, а потом магистратура – чисто педагогика, как именно эту математику преподавать.
Подготовить хорошего учителя можно и за три года. Проблема в другом – в педагогические вузы идут не самые лучшие выпускники школ просто потому, что в эти вузы легче всего поступить. А потом в школы идут не самые лучшие выпускники этих педвузов. Таким образом, получается двойной негативный отбор.
Елена С., преподаватель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого:
– Я уверена, что при сроке обучения в 6 лет число желающих стать педагогами резко уменьшится. Ведь среди студентов есть те, кто учится за деньги, и это решение увеличит для них стоимость получения диплома.
Я сама училась в педагогическом вузе на учителя начальных классов четыре года. Считаю, что и этого времени было много, если учесть, что огромную часть нашей учебной программы занимали совершенно ненужные знания. Например, мы на своем факультете начальных классов сдавали на экзамене бином Ньютона! При этом у нас было в разы меньше часов на практику и методику преподавания, чем в педучилищах, где ту же профессию учителя начальных классов получали за два года.
Впоследствии мне довелось работать в Великобритании, и там я наблюдала интересную практику, когда будущий школьный педагог получает сразу две специальности, никак не связанные между собой, например учителя математики и музыки или иностранного языка и физкультуры. Это позволяет решать кадровые проблемы в школах и дает учителю более широкие возможности для устройства на работу. Вот при такой модели подготовки педагогов, на мой взгляд, возможно оставить пятилетнее обучение в педвузе. А в целом в России необходимо оптимизировать программу обучения будущих педагогов в высшей школе, убрав массу лишнего и добавив практические знания и навыки.
Комментарии