search
main
0

Сколько лет было в это время герою?

Исследование в музее

Формирование функциональной грамотности и повышение ее уровня – одна из наиболее актуальных задач сегодняшней школы, чрезвычайно важно сформировать у учащихся способность применять знания, полученные в школе, для решения многообразных жизненных задач. Помочь в достижении этой цели может традиционная, привычная и не потерявшая своей значимости воспитательная работа, в частности занятия в школьном музее. Как можно использовать площадку музея для развития функциональной грамотности?

В школе №1501 музей истории работает уже 5 лет, накопленная за это время информация позволяет восстановить военные судьбы нескольких учеников и выпускников нашей школы. Именно с ними связаны поисковые задачи, которые были предложены ребятам прежде всего во время празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Поисковые задачи позволяют формировать важные навыки читательской грамотности: умение находить и извлекать информацию, осмысливать и оценивать ее, давать ей интерпретацию, связывать информацию из разных источников в общую картину. При этом в задачах использованы тексты различных типов и форматов (повестки, извещения о гибели, наградные листы, таблицы, карты боевых действий, мемуары, афиши, фотографии, интернет-форумы). Поиск ответов предполагает осмысленную работу с интернет-источниками.

Поисковые задачи были составлены на основе сведений о военной биографии таких выпускников и учеников тогдашней 188‑й школы, как Н.Спасский, В.Чванов, В.Марков. Серия задач была связана с В.И.Аплоциным, который в 1941 году окончил 9 классов.

 

Задача №1

Найдите среди музейных документов тот, который подсказывает, в каком году должен был окончить школу этот ученик.

Ребята рассматривают музейную экспозицию, в которой находится фотография 9‑го класса 1941 года с подписями, сделанными одноклассником В.И.Аплоцина В.П.Рахмановым.

 

Задача №2

На основе военных документов Аплоцина объясните, как связан этот человек с памятным знаком, установленным в Москве в Чертольском переулке перед зданием школы №1231.

Работа над задачей предполагает анализ надписи на памятной доске в Чертольском переулке (дана фотография доски: «Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявившим мужество и героизм в Великой Отечественной войне») и наградного листа Аплоцина, в котором записано, что он призван на фронт из 4‑й специальной артиллерийской школы Москвы.

 

Задача №3

На основе наградных листов В.И.Аплоцина (работа с сайтом «Память народа») определите его военную специальность, подберите фотографию-иллюстрацию из предложенных. Назовите оставшиеся военные профессии, представленные на фотографиях.

Наградные листы Аплоцина дают описание его подвигов в составе артиллерийских частей. Работа с фотоматериалом предполагает анализ иллюстративного материала с обозначением таких военных специальностей, как пехотинец, танкист, связист, пулеметчик и др.

 

Задача №4

Перед вами карты сражений Второй мировой войны, связанных с европейскими реками. На основе документов В.И.Аплоцина определите, какая из них имеет отношение к военной биографии этого человека.

Для решения задачи предложены карты Висло-Одерской операции, Сталинградской битвы, битвы за Москву (реки Волга, Дон, Днепр, Висла, Одер). Анализ наградных листов Аплоцина приводит к решению задачи: он совершил подвиг при форсировании реки Вислы ротой автоматчиков в апреле 1945 года.

 

Задача №5

Среди боевых наград В.И.Ап­ло­ци­на определите ту, которая являлась высшей государственной наградой СССР. На основе наградных листов определите, за какой подвиг был награжден В.И.Аплоцин, сколько лет было в это время герою.

Работа на таком занятии в школьном музее не только позволяет ребятам узнать о военной судьбе ученика школы, в которой они учатся (а это формирует их патриотическую позицию), но и дает возможность развивать навыки учебного сотрудничества, в ходе занятия создана ситуация, мотивирующая познавательную деятельность с закреплением навыков читательской грамотности.

 

Ирина ГРИШИНА, учитель русского языка и литературы школы №1501

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте