search
main
0

Сколько есть, все мои! Норматив завоевывает свои позиции

Три года уже тому, как система образования Нижнего Новгорода живет по нормативному финансированию. Появилось оно, можно сказать, и снизу и сверху оттого, что после очередных выборов мэра директором городского Департамента образования стала директор школы Ирина Тарасова. Пройдя все ступеньки школьной иерархии от учителя до руководителя, она прекрасно знала все коллизии финансовой жизни учебного заведения. Вероятно, поэтому в числе первых ее шагов на новой должности и стала экономика образовательного учреждения.

Инициированная новой администрацией проверка тогда показала, что у руководителей образовательных учреждений практически отсутствуют экономические рычаги управления. Сметы ДОУ и школ – во многом рабочие документы не руководителя, а централизованной бухгалтерии (ЦБ). Он не получает финансирования на текущие нужды, а просит положенные ему средства у той же ЦБ. К тому же директор в большей или меньшей степени становится просителем денег у родителей – на учебники, на ремонт, на мебель, оборудование. Тогда-то и заговорили впервые о нормативном финансировании на одного ученика по каждому типу и виду образовательных учреждений.

Бюджет отрасли образования Нижнего Новгорода был спланирован из двух частей. Одна часть – нормативные статьи: заработная плата, питание детей, текущие расходы ОУ. Вторая часть – это целевые статьи, куда относятся капитальный ремонт, коммунальные услуги, учебники, городская программа «Лето» и другие программы.

«Введение нормативного финансирования позволило нам разобраться в надтарифном фонде и использовать его стопроцентно уже перед отпусками педагогов, тогда как раньше он даже к концу года не был использован полностью», – прокомментировала тогда положительные стороны нововведения Ирина Тарасова. Школы стали получать и деньги на текущие расходы еще до летних каникул и могли подготовить лагеря отдыха.

По словам директора городского департамента, в самом начале работы по новому принципу финансирования норматив был как средство наведения порядка. И тогда было довольно смело начать сотрудничество с группой московских специалистов, которые, изучив положение дел, рассчитали норматив на одного обучающегося нижегородца. Узнав цифры, мэр города сам признался в нереальности выполнения такого финансирования на тот момент. Однако работа началась, исходя из выделенной в городском бюджете суммы и был принят фактический норматив. Неудивительно, что ножницы между расчетным нормативом и фактическим оказались настолько большими – разница составляла в десятки раз, что многие директора восприняли его в штыки, посчитав введение новшества преждевременным. Плюсом назвали лишь то, что положенные за каждого ученика деньги будут отданы на счет конкретной школы и начальники районных отделов образования не смогут их «перебросить» кому-то другому, как это было раньше.

Сегодня этот плюс также не оспаривается. Директор школы №30 Лора Антонова говорит, что из десяти лет лишь последние два года на каких-то статьях есть деньги, которыми она может распорядиться. «Раньше их вообще не было, а теперь во всяком случае у меня есть деньги на ремонт, и я точно знаю, что у меня на такой-то статье есть 16 тысяч – я их заберу. Вот звонят, что на статье «Оборудование» у нас пять тысяч осталось и нужно их использовать до конца года, так мы сегодня телевизор купили, а раньше вообще никто ничего не говорил. А сейчас, сколько ни есть – они мои, их никто не заберет».

Подтверждает слова директора школы и начальник Управления образования Ленинского района Нижнего Новгорода Елена Дейч: «Действительно, в этом году финансирование учебных заведений идет интенсивнее, чем в прошлые годы. К сожалению, не по всем статьям, но денежный поток ощущается. Например, хозяйственные расходы или приобретение товаров стоимостью до 10 тысяч рублей (оборудование, детали и так далее). Абсолютно на сто процентов профинансировали программу «Лето» (организация отдыха и занятости детей в каникулы. – И.М.). Что касается заработной платы, это прерогатива руководителей учебных заведений, и хороший директор сможет обеспечить надбавки и доплаты своим учителям, ведущим инновационную работу. Сейчас у них есть система и возможности использовать надтарифный фонд и фонд экономии заработной платы». На заре нормативного финансирования в нашем городе Елена Ефимовна была директором школы с углубленным изучением отдельных предметов №101 и тогда она была против этого введения именно из-за критериев, по которым это финансирование обещали, и из-за отсутствия денег. Сегодня Елена Дейч, как управленец, ответственный за районную систему образования, при всей положительности такого принципа финансирования отмечает и его недостатки, которые просто не были продуманы на начальном этапе, но в будущем – Елена Ефимовна надеется на это – будут учтены. «В основном принцип нормативного финансирования заключается в определении количества финансирования по числу учащегося контингента в учреждении. Это, конечно, хорошо при финансировании определенных статей – обеспечении учебно-наглядными пособиями, учебниками, организации питания и других, что основывается на количестве контингента. Но есть и обратная сторона медали. К сожалению, не учтен ПОКА принцип состояния материально-технической базы, состояния самого здания учреждения – изношенность здания, его коммуникационного оборудования и так далее. Сейчас как управленец я могу сказать, что нормативное финансирование дает возможность в определенной степени систематизировать и планировать работу по каждому учреждению – чего можно ожидать и на что можно рассчитывать. Но то, что недостает каких-то критериев, необходимо расширение спектра нормативов, – это очевидно, и над этим надо работать. Думаю, что в процессе внедрения это восполнится».

Начиная с 1 февраля 2003 года и почти в течение двух лет в Нижнем Новгороде действовала временная методика нормативного финансирования, утвержденная директором Департамента образования. В связи с введением субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования, изменением экономической классификации с 1 января 2005 года введена новая методика нормативного финансирования. «Самой большой проблемой при формировании системы нормативов стало решение вопросов распределения расходов на осуществляемые за счет субвенций и осуществляемые за счет собственных средств городского бюджета. Проблема заключается в нечеткости законодательства – как федерального, так и регионального, и в возможности различной трактовки правовых норм, – говорит заместитель директора Департамента образования Вера Лашкина. – Еще большие проблемы вызваны изменением экономической классификации. Например, компьютерная техника и мультимедийное оборудование может быть отнесено, с одной стороны, к оборудованию и тогда оно должно приобретаться за счет средств городского бюджета. Однако, с другой стороны, компьютерная техника и мультимедийное оборудование являются техническими средствами обучения и, следовательно, их можно приобретать за счет выделяемых субвенций».

Установленный с марта 2005 года норматив увеличился по сравнению с 2003-м, но не особо придвинулся к расчетам московских специалистов. В нижегородских ДОУ на одного воспитанника сейчас полагается 2900-3400 рублей (в зависимости от категории детсада). Общеобразовательные школы получат за одного ученика 550 рублей, гимназии, лицеи и школы с «углубленкой» – 700, коррекционные школы – 3000, школы-интернаты – 10500, а детские дома – 30000 рублей.

И все же в Нижнем Новгороде двигаются вперед. Планируется, что следующим шагом, перспективой совершенствования системы нормативного финансирования станет разработка, апробация и внедрение единого норматива финансирования профильного обучения. В данном случае возможно финансирование расходов на оказание услуг по профильному обучению в 10 – 11-х классах. При этом расширяются возможности дифференциации обучения и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории с учетом их способностей и пожеланий. Дети смогут остаться учиться в своей школе, а профильные и элективные курсы изучать в другом общеобразовательном учреждении. При этом бюджет города будет оплачивать по нормативу профильную часть обучения учащегося именно в том ОУ, которое он выберет.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте