Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Скифские горизонты. Как нагреть воду с помощью камней

Учительская газета, №30 от 27 июля 2004. Читать номер
Автор:

Об этом древнем народе мы знаем достаточно много. Однако в скифской истории еще остается немало загадок. Кто вы, скифы? Откуда? О происхождении «рыцарей» Великой степи толком ничего не было известно даже во времена Геродота. Исчез народ, однако не забылись предания о нем. А еще остались курганы. Поднявшись на их вершины, можно кое-что разглядеть в солнечном ковыльном далеке…

Издавна люди утешали себя горячим паром, который и очищал, и лечил, и дарил вдохновение, ощущение телесной и душевной свободы, и даже полета. Чтобы все это испытать, современные парильщики сбрызгивают стены парилок и саун настоянной на разных травах водой, пивом, вытряхивают из пузырьков на разогретые камни драгоценные капли заморских снадобий. Азартными парильщиками были скифы. , степной ветренной стужи, от которой замирало сердце и кровь в жилах превращалась в вязкое кефирообразное вещество, скифские воины любили побаловать себя ароматным, сладко-одурманивающим банным парком. Они хорошо знали свойство маслянистых конопляных зерен испаряться на раскаленных камнях и о наркотическом эффекте при вдыхании этих паров. Вот что писал по этому поводу Геродот: «Скифы берут семена конопли, подлезают под покрывала и бросают зерна на раскаленные камни. Они дымятся и дают столько пара, сколько не даст никакая греческая парилка, а скифы кричат от радости в клубах пара».

После походов и битв

Издавна люди утешали себя горячим паром, который и очищал, и лечил, и дарил вдохновение, ощущение телесной и душевной свободы, и даже полета. Чтобы все это испытать, современные парильщики сбрызгивают стены парилок и саун настоянной на разных травах водой, пивом, вытряхивают из пузырьков на разогретые камни драгоценные капли заморских снадобий. Азартными парильщиками были скифы. После походов и битв, степной ветренной стужи, от которой замирало сердце и кровь в жилах превращалась в вязкое кефирообразное вещество, скифские воины любили побаловать себя ароматным, сладко-одурманивающим банным парком. Они хорошо знали свойство маслянистых конопляных зерен испаряться на раскаленных камнях и о наркотическом эффекте при вдыхании этих паров. Вот что писал по этому поводу Геродот: «Скифы берут семена конопли, подлезают под покрывала и бросают зерна на раскаленные камни. Они дымятся и дают столько пара, сколько не даст никакая греческая парилка, а скифы кричат от радости в клубах пара».

Деревянные чаны кумыса

Этот распространенный среди степных народов напиток делают из сырого кобыльего молока, к которому добавляют закваску, содержащую молочнокислые палочки и молочные дрожжи, а затем сквашивают в течение полусуток, периодически помешивая. Считается, что кумысный грибок (из него позднее получилась и кефирная закваска) первоначально зародился в кожаных сосудах. Именно в них скифы и другие степняки перевозили молоко. Известно нам и то, каким образом оно добывалось. Как сообщал Геродот, одни дояры, чтобы опустилось кобылье вымя, с помощью похожих на свирели костяных трубок вдували в половые органы кобылиц воздух, а другие выдаивали молоко. Взбивали молоко в деревянных чанах слепые рабы. Их специально лишали зрения для того, чтобы монотонность работы (для получения ведра напитка необходимо было по меньшей мере 40 тысяч ударов) не сказывалась на ее результатах. Из остатков осевшего после сбивания молока производили сухой кобылий сыр. Кстати, на Каменском городище были найдены элементы дуршлагов-цедилок, через которые процеживали створоженное молоко. Оставшуюся творожную массу высушивали на солнце.

Бык, который варит себя сам

Удивительно, не правда ли? Прямо как в сказке. А между тем все именно так нередко и происходило. Мясо молодых кобылиц (его особенно ценили кочевники), баранов или добытых на охоте диких животных, как правило, варили в котлах. Если их не оказывалось, то мясом, очищенным от костей, набивали желудки, подливали в них воду и подвешивали над огнем. А в качестве топлива использовали сухой навоз или те же кости. «Таким образом, – заключал древний автор, – бык сам себя варит».

Раскаленные шары в курильницы

Известно, что древний человек использовал раскаленные камни для нагрева воды или приготовления пищи в сосудах из неогнестойких материалов – кожи или дерева. Скифы, например, бросали раскаленные каменные шары в курильницы. Причем чаще всего для «нагревательной» процедуры они использовали круглые гладкие камни для пращи. За какое же время какой объем воды можно нагреть с помощью камней? Ученые провели эксперимент, в результате которого оказалось, что для доведения жидкости до кипения и поддержания кипения в течение 15 минут в сосуде объемом около одного литра требуется 2-3 килограмма камней. Процесс достаточно долгий и трудоемкий. Археологи пришли к выводу, что скифы, у которых достаточно было глиняной посуды и железных котлов, применяли «каменный» способ нагрева воды крайне редко, чаще всего в ритуальных целях.

Рыцари «ничейного блага»

Откуда произошли наши питьевые традиции? Наши далекие скифские предки были знакомы и с легкими спиртными напитками типа кумыса, и с содержащими немалый процент алкоголя молочными «самогонными» водками. В результате контактов скифов с греками среди рыцарей степного «ничьего блага» распространился обычай употребления вина. В скифских погребениях археологи находят самые разнообразные «винные» гончарные емкости – килики, канфары, чаши, скифосы, кубки. Попадаются и приспособления для разлива вина – ковши, черпаки-киафы, ситечки (для процеживания вина). В отличие от греков скифы пили неразбавленное вино и притом в немалых количествах. Греческое выражение «наскифиться» означало «напиться допьяна». Спартанцы, например, намереваясь «отвязаться» и как следует кутнуть, говорили: «Налей по-скифски». У Геродота есть рассказ об одном слабовольном греке, который часто, общаясь со скифами, перенял у них питейные традиции и от частого и непомерного употребления неразбавленного вина «сошел с ума».

Аромат младой скифянки

Во все времена женщины стремились быть красивыми, чистыми и молодыми. С помощью самых различных косметических средств они ублажали свою кожу. Среди классического туалетного набора скифских красавиц археологи обнаружили куски дорогих пород дерева. Для чего они употреблялись? Из древних исторических описаний мы узнаем, что богатые скифянки «растирают на шероховатом камне куски кипариса, кедра, ладанного дерева, добавляют воду и этой протертой густой массой натирают все тело и лицо». Через сутки скифянки соскребывали этот косметический пластырь. Тела их становились «чистыми и блестящими», а кожа приобретала специфический аромат, который превращал суровых скифских мужланов в благородных степных рыцарей.

Подвески и галечные бусы

Древний человек использовал для украшений обычные камни, каких было полно в округе. У скифов, например, распространены были подвески, крепившиеся к головному убору у висков. Нередко подвески представляли собой надетые на бронзовую проволоку камни из мягких пород – известняка, мергеля, опоки. Без особого труда их можно было обработать в домашних условиях самыми простейшими орудиями. Уникальными, не известными в других культурах являются скифские окрашенные подвески. Скажем, в одном из курганов Гайманового поля было обнаружено украшение из известняка, покрытое охрой. Подобная техника декорирования камней – своеобразное изобретение степных скифов. Изготавливали они и бусы из кварцевых камешков. А на поселении Лысая Гора под Васильевкой было найдено большое количество каменных бус из просверленных галек, которые приближались по форме к наиболее распространенным в древних захоронениях поперечносжатым стеклянным бусам.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту