Что могут сотворить на компьютере сельский школьник или учитель? Да и вообще, прижилась ли современная чудо-техника в российской глубинке? Может быть, она простаивает без дела, покрываясь толстым слоем пыли? За всю Россию мы, конечно, не ответим. Но в Псковской области компьютеры не простаивают, это точно. Об этом свидетельствуют результаты конкурса «Информатизация сельской школы-2004», который прошел в регионе нынешней осенью. Участие в нем принимали образовательные учреждения, задействованные в проектах компьютеризации в 2001-2004 годах. Фантазия участников не ограничивалась: конкурсные материалы, записанные на лазерных дисках, могли содержать презентации, слайд-шоу, электронные фотоальбомы, фрагменты уроков. Организаторы выдвинули единственное требование – все работы должны рассказывать об участии компьютера в жизни школы.
Еще летом мы провели конкурс школьных сайтов, – говорит главный специалист Государственного управления образования и науки Псковской области, секретарь жюри Игорь Штырков. – Но мы понимали, что не все школы подключены к интернету и могут рассказать о себе, выложив материалы на сайт. Привлечь еще больше участников, собрать еще больше информации о том, как школы работают с компьютерами, как раз и было целью нового конкурса. В первую очередь здесь были представлены отдаленные сельские школы, куда мы поставляли оборудование для спутникового доступа в интернет. Предложив им в любой электронной форме представить свои модели информатизации, в ответ мы получили и фильмы, и презентации, и текстовые материалы, и даже звуковые интервью на эту тематику. Некоторые участники представили свои работы в виде буклетов о школе, оформленных в программе «Publisher» (этому они научились в нашем ресурсном центре). Другие полностью покрыли правовое поле, которым они пользуются для того, чтобы внедрять компьютерные технологии в учебный процесс. Были представлены все элементы школьной жизни: творчество учащихся, материалы учителей к урокам, встречи с ветеранами, походы по памятным местам, спортивные мероприятия. Многие школы рассказали о своих выпускниках, упомянули свои достижения и рекорды. Одним словом, работы получились очень насыщенными. Практически все участники были достойны поощрительных призов».
Всего на конкурс было представлено 17 работ из 14 районов области. Пальму первенства жюри во главе с заместителем начальника Государственного управления образования и науки Любовью Ильиной отдало Покровской средней школе Красногородского района. Эта школа уже успела прославиться в области благодаря своей воспитательной системе, которая была отмечена даже на всероссийском уровне. Отличились покровцы и на этот раз. Их конкурсная работа, по словам Игоря Штыркова, отразила все грани информатизации, какие только можно представить. Она включала в себя и визитную карточку школы, и буклет, и документы, а также исчерпывающий материал об использовании компьютеров в учебном процессе.
«Особенно важно, – говорит Игорь Михайлович, – что в работу с компьютером здесь вовлечены не только учителя информатики, но и многие другие предметники. Педагоги используют материалы из интернета, чтобы доводить до учеников самые современные представления, создают свои презентации для уроков по астрономии, по русскому языку, по математике. Причем они не просто заносят в компьютер какие-то картинки, дублирующие учебник. Подход совсем другой, творческий: ученик имеет возможность что-то добавить, что-то найти, пройти тот же тест».
Судя по всему, компьютеры органично вписались в ту воспитательную систему, которой так гордится Покровская школа. В ее конкурсной работе нашлось место и знаменитым выпускникам, и рассказу о земляках-героях, и материалам школьного научного общества. «Один учитель информатики не смог бы этого сделать, – подводит итог Игорь Штырков. – Помимо прочего, здесь собраны творческие работы учащихся с 1-го по 11-й класс, то есть они реально имеют доступ к компьютеру. Мы поняли, что компьютеры не простаивают, они вовлечены в школьную жизнь, ученики и педагоги активно работают с этой техникой».
Надо думать, что после конкурса информатизация в Покровской школе пойдет в три раза быстрее, ведь компьютеров у нее теперь в три раза больше! Организаторы не поскупились и к пяти машинам, поставленным в школу по президентской программе, добавили еще десять «призовых». Кстати, все призы победителям были профинансированы управлением образования Западного округа Москвы и Государственным управлением образования и науки Псковской области.
Второе место на конкурсе заняла Моринская средняя школа Дновского района, представившая вниманию жюри 10-минутный видеоролик. Это был фильм о школе, об ее истории и сегодняшнем дне. А главное – подробный рассказ о том, кто, в какое время и чем занимается на компьютерной технике. При этом в кадр попали все участники образовательного процесса – от первоклашек до директора. Отдельно показан каждый элемент технического оснащения, объяснены его функции на конкретных примерах. «Это очень информационно насыщенный ролик, – резюмирует Игорь Михайлович. – За 10 минут можно было узнать фактически все о том, как в сельской школе работает компьютеризация».
Наконец, третье место жюри присудило Влазовской основной школе Островского района. По словам Игоря Штыркова, она не только представила всю многогранность школьной жизни в электронной форме, но и сделала очень важное дело для родной деревни, создав ее фотолетопись. «Влазово – маленькое село, о существовании которого мало кто знает. Я, например, впервые о нем услышал. А там собрано более 200 фотографий на протяжении всего века! Это большая и очень значимая работа для всех односельчан. Ведь здесь запечатлены события и люди, которых они хотели бы сохранить в памяти».
Разумеется, не были забыты и воспитанники самой Влазовской школы, упорхнувшие в большую жизнь. На диске «собраны» все выпускники начиная с 1979 года. На каждого из них в компьютере заведено «личное дело», содержащее полный перечень успехов и достижений. «Причем это настолько подробно и интересно описано, что читаешь, как роман, – признается Игорь Михайлович. – То, что нельзя сделать в городских школах, где учатся полторы тысячи детей, оказалось возможно в маленькой сельской школе.
Согласитесь, трудно представить, что еще четыре года назад в Псковской области были районы, где ученики и педагоги в глаза не видели современной техники. Сегодня все 286 сельских школ региона оснащены компьютерами. И судя по тому, что в нынешнем конкурсе приняли участие больше половины районов области, информатизация идет успешно. В конце этого года управление образования планирует поставить в сельские школы 70 мультимедийных проекторов.
Что касается интернета, то с учетом спутниковых тарелок доступ к нему имеют больше 30% учебных заведений. «Живой» интернет для удаленных сельских школ – это пока только мечта. «Мы планируем делать дальнейшие шаги в этом направлении, – говорит Игорь Штырков, – но здесь многое зависит уже не от системы образования, а от местной инфраструктуры. Как подключать школы к интернету – с помощью телефонных линий, мобильной связи или радиодоступа, – этот вопрос нужно будет решать в каждом районе и даже в каждом учебном заведении отдельно.
В ноябре прошлого года при Псковском областном ИПКРО открылся региональный центр дистанционного обучения, который подготовил уже более тысячи педагогов. Усилиями института и этого центра была создана группа учителей-активистов, которые, мы надеемся, смогут и дальше продвигать идеи компьютеризации до самых глубинок. Мы знаем, что у нас еще есть неохваченные точки. Учителя из очень далеких сел не имеют возможности приехать в Псков, чтобы пройти подготовку, но они смогут приехать в районный центр, где с ними будут работать уже обученные тьюторы».
Комментарии