search
main
0

Сказки для детей должны быть со счастливым концом, а герои – добрыми

​Со сказками мы встречаемся в детстве, потом читаем их своим детям и внукам, но хорошо было бы нам отнестись к ним серьезно, понять, какие герои есть в этих сказках, чему могут научить. Об этом недавно шла речь в одной из передач «Эха Москвы».

Сказка довольно древний жанр, возникала она из мифологии, мифы рассказывали только посвященным, а надо было посвятить всех членов племени в некую ситуацию, непосвященным рассказать что-то приблизительно похожее, но не совсем то же. Поэтому в одну сторону развивались мифы, а в другую – тексты очень близкие, но все-таки не такие сакральные, это потом стало сказками.В основном мы знаем сказки по Ушинскому и Толстому, которые их пересказывали, потому что, собственно, тексты, которые записаны в полевых условиях, не для широкой публики, там очень много диалектных слов, просторечий, междометий, что, конечно, читается очень плохо. Сказка все-таки рассчитана на то, что ее рассказывают, а не читают, поэтому чаще всего мы имеем дело с обработанными сказками.Недавно мы отметили Новый год, у нас обычно есть два главных героя Нового года – Дед Мороз и Снегурочка.Собственно, такого персонажа, как Дед Мороз – добрый дедушка, который появляется под елочкой и приносит детям подарочки, в русской традиции довольно долго не было. Хотя Мороз как таковой был действительно связан с Новым годом, с периодом святок, но там все совершенно замечательно: на святки хозяин дома выходил с миской овсяного киселя на улицу и звал: «Мороз, Мороз, приходи есть кисель, не бей наш овес», чтобы задобрить его, чтобы урожай не был этим морозом побит. Подарки детям после Петра приносил святой Николай, как и положено, Никола-угодник.Новый год справляли сначала весной, а потом в сентябре. Добрый Дедушка Мороз появился приблизительно в 36-м году в том виде, в каком мы его имеем, когда детям вернули елки. Был запрещенный период, когда елок не было, а потом появился добрый Дедушка Мороз, который кричал: «Елочка, зажгись!», и зажигалась красная звезда на елочке.Снегурочка – персонаж вымышленный, привязанный к Новому году. Вообще это та девочка, которую в сказках бездетные старик со старухой делают из снега, она с подружками идет в лес и дальше либо прыгает через костер и тает, либо злобные подружки ее убивают за то, что она может собрать больше ягод, чем все остальные. Островский придумал этот сюжет о девочке, которая сделана из снега, так появилась совершенно замечательная новогодняя мистерия «Снегурочка» – про любовь, про весну, про царя Берендея.Снегурочка превратилась во внучку Деда Мороза, хотя, по Островскому, она дочка Деда Мороза.У разных народов разные истории, а сказочные герои иногда похожи. Есть такой термин «бродячие сюжеты». Это похожие сюжеты, которые есть у многих народов. Существует даже большой толстый «Указатель сюжетных типов сказок», в нем – бесконечные списки того, как похожий сюжет реализуется у разных народов. Я очень люблю пример с Красной Шапочкой, всегда привожу его на лекциях своим студентам – по тому, что несет эта несчастная Красная Шапочка в корзинке своей бабушке, можно определить, по лесу какой страны она идет. У нас она несет пирожки, в Чехии – кнедли и пиво, во Франции – паштет и бутылочку красного вина, в Германии – колбасу бабушке, но она все та же девочка, в той же красной шапочке. В сказках есть некий персонаж Колобок, который должен уйти от врагов, а потом либо поплатиться за свою хитрость и быть съеденным, либо уйти и тут благополучно, бывают варианты, когда Колобок спасается.Некоторые персонажи были в былинах. Добрыня при дворе киевского князя был воеводой. Илья Муромец родился, кстати, не в городе Муроме, а в селе Карачарове, в селе Карачарове и избу показывают, где родился, и всем известно, что где его конь скакал, там бьют ключи, и эти ключи тоже показывают всегда с удовольствием. Алеша Попович родился в Чернигове. То есть богатыри более-менее исторические персонажи, в летописях есть о них информация. Со сказочными героями немножко другая ситуация, им могут приписывать имена людей, которые жили на самом деле, но сказочные герои – это все-таки сказочные герои, вымышленные персонажи.Ситуации, возникающие с героями сказок, интересны с определенной точки зрения. Известный нам Емеля относится к категории удачливых лентяев, он лежит на печи, но в силу своих человеческих качеств отпускает щуку и за это получает возможность лежать на печи с большим комфортом. Иван-дурак относится к категории иронических удачников, ему дома не сидится, поэтому он все время куда-то идет и что-то добывает. Ему беспокойно в мире, он очень порядочный человек: в сказке «Сивка-Бурка» папа просил ходить на могилу к нему, старшие братья не ходят, а он ходит, за это получает Сивку-Бурку; надо царевну поцеловать – вызывает Сивку-Бурку, целует царевну. Ему, в общем-то, эта царевна не нужна, но вот допрыгнуть до башни и поцеловать интересно – вдруг получится. Если это не Иван-дурак, а Иван-царевич, он тоже считается в своем окружении дурачком. Младший брат всегда неудачник, у всех нормальных людей стрела попадает куда надо, а у него в болото.Другое дело, что с точки зрения сказочной поэтики, развития сказочного сюжета очень важно, что стрела попадает у него в болото, это как раз самое выгодное попадание. Но опять же ему говорят: «Ну не жги ты эту шкурку, сиди уже спокойно, чего тебе надо? Жена красавица, умница…»Она его предупреждает, что через три дня перестанет быть лягушкой, но еще договорить не успела, он уже шкуру сжег. Дальше он соответственно идет на свою голову за тридевять земель в Тридесятое царство к Кощею Бессмертному возвращать жену.Надо, конечно, различать сказочных персонажей и персонажей несказочной прозы, которые называются персонажами быличек. Былички – русская мифология. У греков есть развернутый пантеон, мы знаем о высших божествах, а на Руси так получилось, что пантеон как таковой не сложился, мы знаем только о низших божествах – кикиморах, домовых, леших, водяных, русалках, которым, кстати, озера совершенно не обязательны, они бывают в воде, водят у воды хороводы, но в основном о них известно как о духах, которые качаются на ветках деревьев, бегают по полю. У Пушкина русалка сидит на ветвях, а у остальных это девы с рыбьими хвостами, которые в русской мифологии называются фараонками. Фараонки взялись от истории, взятой из Библии, естественно, даже из Ветхого Завета. Когда евреи отступали из Египта, войско фараона было, как известно, залито водой, сначала море расступилось, потом, когда они прошли, закрылось, те, кого оно накрыло, не утонули, а превратились отчасти в лягушек, а отчасти в этих самых загадочных фараонок, то есть в людей с рыбьими хвостами.Сегодня появляются новые сказочные герои, потому что есть же авторская сказка, многие персонажи входят в жизнь. Фольклор возникает спонтанно и живет долго.Существуют сказки, но существует и кинематограф, который в зависимости от таланта и фантазии авторов иногда превращает героев в очень забавных существ. Я обожаю смотреть, как в разных фильмах эволюционирует Кощей Бессмертный. Первоначально в сказках 30-50-х годов он тощий, костлявый, абсолютно злой, отрицательный персонаж, в котором нет ничего хорошего и светлого, а потом этот персонаж становится совершенно очаровательным, в некоторый момент появляется персонаж Олега Табакова, который произносит совершенно сакраментальную фразу по поводу Кощея Бессмертного: «Вы думали, я худой и бледный?», и Кощей превращается в такого нового русского, в такого банкира, а потом появляется «Книга сказок», где Гоша Куценко тоже Кощей, но влюбленный.Есть еще один персонаж – Баба-яга. Лесная старуха – очень древний мировой персонаж, абсолютно мифологичный. Когда мы говорим, что Баба-яга наша русская, это не совсем так, она есть у хеттов, хетты уже вымерли, а Баба-яга все еще жива. Она – старуха, у которой много тайн. Баба-яга – костяная нога живет в избушке на курьих ножках, на собачьих галешках, на козьих пятках, на чем угодно.Это персонаж, связанный с ритуалами, с магией, с обрядами посвящения, мы говорим, что Баба-яга пережарила не одну тонну младенцев, но, во-первых, ни один младенец не пострадал от Бабы-яги, а во-вторых, она выполняет функцию распорядителя и посвятителя, когда ребенок переходит в иное социальное состояние. Баба-яга – помощница, она вечно кормит, поит богатырей, спать их укладывает, дает советы и коней, дорожку показывает.Варвара ДОБРОВОЛЬСКАЯ, российский фольклорист, кандидат филологических наук, заведующая фольклорно-этнографическим отделом Государственного республиканского центра русского фольклора, сказковед, специалист по изучению народных мифологических примет и поверий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте