В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г.Азовцевой, А.Лисиной, Т.Речицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапевтическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит А.В.Гнездилов.
Чем же привлекательны сказки?
Привлечем для этого рассуждения Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой («Путь к волшебству», 1998), опыт детского психотерапевта Бруно Беттельхейма, изложенный им в книге «О пользе колдовства» (1982), и исследования Носсрата Пезешкяна.
1. Глубинный смысл сказки и ее мораль не дидактичны.
В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории и естественно, и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.
«Мягкий намек» содержится и в притчах. Опыт показывает, что метафора глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует психологические «иммунные тельца», которые в свою очередь помогают человеку найти свой собственный, лучший на данный момент, выход из проблемного состояния. С помощью притчей психолог, другой специалист или просто человек, к которому пришли за советом, может обезопасить себя от непроизвольного «навязывания» решения.
2. Собирательность образов. Неопределенность места действия и имени главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве…». Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был, гораздо легче очутиться за тридевять земель.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок освобождает детскую и взрослую фантазию, воображение.
3. Сказки – кладезь жизненного опыта и традиций. Многогранность и многоуровневость хранимой информации. Образность языка.
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают «работать» в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это «закодировано» в образах сказки.
4. Признак настоящей сказки – хороший конец. Психологическая защищенность. Философское, экзистенциальное осмысление действительности.
5. Ореол тайны и волшебства. Раскрытие потенциала.
Волшебная сказка, как живой организм, – в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Ребенок может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция.
Комментарии