search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Какие изменения грядут в ЕГЭ по физике в 2023 году? Детские «мастер-классы» помогают подготовиться к ЕГЭ по математике базового уровня Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы Более 2 млн российских школьников посмотрели фильм «Золотая бронза» о трагедии в Беслане В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга Петр Положевец выступил на церемонии открытия конкурса «Учитель года» – 2022 В Подмосковье начали набор на бесплатные двухлетние курсы по программированию для школьников
0

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму. Как дополнительное становится важнее основного

​Много копий сломано о тему полезности и необходимости фундаментальных знаний. Да и странно было бы найти человека, получившего образование в советской школе и вузе, не принимающего модель «сначала теория, потом практика» как верную и приносящую хорошие результаты. Но XXI век берет свое.

Появляются различные новые подходы («деятельностный подход», «перевернутый класс»), которые сначала были экзотикой, но постепенно подход, при котором практика предшествует знанию, стал не только привычным, но и более логичным. В школе все чаще учителя используют этот способ организации знакомства с новым материалом – сначала деятельность, самостоятельные пробы, потом обсуждение и формулировка новых понятий. В высшем образовании тоже есть движение в сторону интерактивных форм, но лекционная форма пока остается основной. Теория первична: сначала студент знакомится с фундаментальными основами научного знания, постигает методы исследования в рассказах преподавателя, а потом применяет знания на практике. Мы решили попробовать «поставить телегу перед лошадью» – отправить студентов первого курса на социокультурную практику. По статусу она учебная, то есть в процессе практики студенты исследуют, собирают информацию – получают новые знания самостоятельно, эмпирическим способом, то есть добывают их сами. Если говорить языком образовательного стандарта и программы практики, то ее задачами стали: приобретение опыта взаимодействия с городской социокультурной средой и опыта самостоятельной поисковой (эмпирического исследования) работы, а также первичного анализа и оформления материалов эмпирического исследования; приобретение опыта инициации и реализации проектов для развития социокультурного пространства столичного мегаполиса; знакомство со структурой социокультурной среды города и освоение механизмов коммуникации внутри городского пространства; овладение навыками быстрого вхождения в коммуникативные структуры города, создания собственных коммуникативных структур, социопространственной мобильности, построения исследования для изучения городского пространства. Но есть и другая, проектная, задача организации практики. Гипотеза учебного эксперимента состоит в том, что, изучая городские ландшафты (музеи, театры, парки), студенты не только иначе смогут взглянуть на свою профессию (например, узнают, чем может заниматься человек с педагогическим образованием в библиотеке), получат возможность прокачать свои поисковые компетенции, но и, выполняя итоговую работу, станут менеджерами своего города – созданные ими карты, рецензии на спектакли, дайджесты событий, их личное участие в фестивалях сделают социокультурные ресурсы востребованными в среде молодых, в образовательном процессе. Москва как учебникСовременная Москва испытывает серьезные проблемы, связанные с невостребованностью ее ресурсов, имеющих богатый социокультурный и образовательный потенциал. В первую очередь это объясняется отсутствием менеджерской сети. Несколько лет в МГПУ (лаборатория социокультурных образовательных практик) изучают открытые образовательные возможности городских площадок и с уверенностью заявляют: постоянно меняющийся ландшафт просветительских и образовательных проектов не укладывается ни в одну привычную информационную модель – создание карты всех услуг в городе или справочника всех полезных ресурсов всегда будет отставать от изменений, происходящих на этом рынке. Решение не в создании систем информирования, а в формировании компетенций горожан, в первую очередь педагогов, тьюторов, медиаторов, которые будут готовы к постоянному поиску и быстрому анализу информации, с одной стороны, и формированию правильного предложения – с другой. Социокультурная практика, как и другие проекты лаборатории СКОП, направлена на проектирование такой менеджерской компетенции у педагогов и у специалистов из сферы культуры – музейных работников, библиотекарей, актеров и режиссеров.Организаторы практики рассчитывают, что студенты смогут использовать опыт изучения городских пространств в дальнейшей учебе (посещать открытые лекции, активно пользоваться фондами библиотек и музейных архивов, проводить педгогические и социологические исследования в организациях дополнительного образования), и многие из них станут педагогами, для которых провести урок вне стен школы будет нормой, потому что их представление о том, как должна быть организована образовательная среда, началось с представления о ее открытости. Уверенность в таком результате обосновывается очень простым тезисом, который словами народной мудрости можно передать так: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Разработчики программы практики (лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов и управление учебно-методической работы МГПУ) сознательно ориентировали преподавателей, которым предстояло стать руководителями практики, на то, что ни организованные ими экскурсии в музеи, ни групповые посещения библиотек Москвы не могут стать видами работ во время практики. Во главу угла ставились самостоятельный поиск и открытия. Так, например, студентам предстояло самим выяснить, что посещение музеев города для них может быть бесплатным (собственно, для многих преподавателей эта информация стала тоже открытием), а посещать музеи можно не только с экскурсией, но и для работы с фондами, выполнения собственных заданий, которые предполагают сбор информации на экспозиции, в залах музея, в общении с посетителями. Еще большим открытием и для студентов, и для преподавателей стала информация о том, что и на спектакль в московском театре можно попасть бесплатно, если ты выполняешь задание – готовишь рецензию об этом спектакле. Оказывается, многим театрам интересно мнение студентов (уверена, что и мнение школьников их тоже заинтересует), поэтому одно-два места в зале всегда найдутся для того, кто пришел по учебной надобности. Похожая картина получилась и у группы студентов, которые решили исследовать московские издательства детской литературы – их опасения, что издательства не пойдут на контакт, развеялись после первой же попытки. Интерес к книгам, готовность слушать о них, читать и писать небольшие отзывы могут растопить сердце любого издателя. Тем более если речь идет о тех интересующихся, кто изучает французский язык и разыскивает переводную литературу, материал, с которым можно будет работать в школе, изучая культуру Франции. Среди других ожидаемых открытий в этом году: обзор популярных лекториев Москвы, возможности москвичей, которые открывают в сфере неформального математического образования, обзоры музейных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста, описание образовательных ресурсов московских парков, дайджесты просветительских событий, карта книжных и языковых клубов Москвы, маршруты квестов по психологическим центрам, исследование городского пространства с точки зрения его доступности и многое другое.Екатерина АСОНОВА,заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Социокультурная практика для студентов всех педагогических специальностей (в общей сложности она охватывает в этом году около 800 первокурсников) впервые стартовала в 2017-2018 учебном году, ее организацией в учебных институтах университета занимаются более 20 преподавателей. Впереди подведение итогов – предстоит ответить на вопрос о том, насколько удалось включить интересы самих студентов в учебный процесс, а также найти важные огранизационные решения, позволяющие формулировать задания практики и определять условия ее прохождения таким образом, чтобы этот вид работы на первом курсе настраивал студента на самостоятельность в построении собственной образовательной траектории.Опыт организации социокультурной практики может быть использован и в школе, лаборатория социокультурных образовательных практик предлагает программу повышения квалификации «Технология использования образовательного потенциала музеев, библиотек и других институтов культуры в учебном процессе образовательных организаций Москвы», обучение по которой предполагает создание педагогами собственных учебных разработок с использованием социокультурного подхода.Cайт института: https://www.mgpu.ru/obrazovanie/institutes/isp/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте