search
main
0

Скажем «Стоп!» профессиональному выгоранию

​Развивающемуся обществу сейчас нужны ответственные, свободно владеющие своей профессией педагоги, открытые постоянному профессиональному росту, отличающиеся профессиональной и социальной мобильностью. Если педагог не находится в тандеме с нынешними условиями, которые предъявляет общество, то назревает противоречие между тем, каким должен быть педагог, и наличием у него внутренних энергоресурсов, то есть возможностью идти в ногу со временем. Профессионал так или иначе поворачивается в сторону нещадной эксплуатации личностных энергоресурсов вплоть до их истощения.

Все чаще коллеги заявляют вам, что вы переутомлены, экономите свои эмоции, все чаще смотрите на детей как на объект для манипуляции, что происходит обезличивание коммуникативных контактов. И вот вами уже недовольно руководство, а родители и коллеги заявляют, что вы уже не тот, что раньше. Задора и оптимизма в работе уже нет, ваши силы на исходе. Вероятно, вы на фоне стресса приобрели синдром эмоционального выгорания.Общеизвестно, что профессия педагога одна из энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Прибавьте к этому переход на новую систему финансирования, переход современного образования на личностно ориентированные модели, все это повышает требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательно-воспитательном процессе.Многие психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях, несколько отстранены от организации воспитательно-образовательного процесса и методической работы, однако в нашем детском саду общие цели привели нас к сотрудничеству.Мы приняли решение работать на опережение проблемы, начали разрабатывать программу профилактики эмоционального выгорания педагогов. Целью этой программы стала организация профессиональной деятельности педагогов таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания, повысить устойчивость педагогов к профессиональному стрессу. Мы поставили перед собой такие задачи:    Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в работе.    Информирование о действиях стрессогенных факторов и последствиях стресса, причинах, связанных с эмоциональным выгоранием, путях к выздоровлению, связи эмоционального выгорания с особенностями личности, общения, стрессом и путями его преодоления.    Развитие личностных ресурсов, способствующих конструктивному общению:- формирование умения реально оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;- формирование навыков слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений;- формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.Профилактическую работу мы ведем по трем направлениям.Первая плоскость взаимодействия – это повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах сохранения профессионального здоровья и работоспособности (информирование педагогов о причинах, симптомах, последствиях эмоционального выгорания и о возможных путях выхода). В векторе психологического просвещения педагогов мы ежеквартально выпускаем журнал «Я – Педагог»; проводим семинары-практикумы, вечера встреч, представления презентаций «Стресс и предупреждение конфликта» и «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов».Вторая плоскость взаимодействия – это социальная поддержка в коллективе, подчеркивающая роль педагогического общения в сохранении психического здоровья педагога. В этом направлении мы стараемся поддерживать творчески работающих педагогов, ведем рейтинг педагогического мастерства и рубрику в педагогическом уголке «Наши достижения, открытия и гордость», реализуем проект «Психологический уголок», проводим конкурсы «Руками детей» и «Умные игрушки», устраиваем открытые творческие мастерские и мастер-классы. Работая в этом направлении, мы стремимся повысить авторитет педагога и значимость личностного вклада каждого в дело воспитания будущего поколения. В нашем коллективе придают немалое значение неформальному общению, во время которого педагоги делятся впечатлениями, находят новые точки соприкосновения со своими коллегами, это способствует сплочению группы и устраняет некую холодность в общении. Мы поздравляем коллег с днем рождения, с юбилеем, с успешным выступлением, чествуем победителей конкурсов и соревнований. На педагогических советах вводим минуты психологических разминок, которые повышают настроение и снимают напряжение. Также в традиции нашего дошкольного учреждения входят культурные поездки (Суздаль, Ярославль, Ростов Великий), которые мы организуем при поддержке нашего профсоюзного комитета.Еще одно направление нашей работы предполагает развитие коммуникативной компетенции педагогов, которая во многом определяет их успешность в педагогической деятельности. В этом контексте педагог-психолог ДОУ разрабатывает и реализует программу тренинга личностного роста и тренинга, направленного на развитие у педагогов коммуникативных умений и навыков. Здесь мы реализуем одну из главных задач, стоящих перед нами, – способствуем проявлению активной позиции педагогов в преобразовании стрессовых ситуаций и развитию умения просмотреть на ситуацию, конфликт, проблему с разных сторон и разных позиций.Таким образом, мы считаем, что система мероприятий, разработанная на основе перечисленных компонентов, позволит нам существенно оптимизировать условия профессиональной деятельности и повысить устойчивость педагога к профессиональному стрессу.Необходимо помнить о том, что профилактическая работа не должна быть одноразовой, банк данных постоянно обновляется, то, что было актуально вчера, сегодня уже не требует срочных мер. Следует выявлять такую систему профилактических мер, которая будет актуальна в данный момент времени и для конкретной организации.На 2012 год мы разрабатываем систему мероприятий по еще двум направлениям – сотрудничество с творческой группой родителей и внешнее взаимодействие по обмену опытом с другими дошкольными образовательными учреждениями городского уровня.Для реализации и разработки нашей программы заведующая нашим детским садом Ольга Новожилова постаралась создать все необходимые условия, мы рады, что Ольга Анатольевна всегда готова поддержать наши творческие начинания и стремления к сотворению счастливого детства дошкольника.И.МАКАРОВА, педагог-психолог детского сада №2707;О.НАСОНОВА, старший воспитатель детского сада №2707

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте