На протяжении нескольких лет на базе школы №251 действует служба профилактики злоупотребления психоактивными веществами, которая стала структурным подразделением и вошла в общую систему учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, обладая вместе с тем собственными целями и задачами. О том, как работает служба, рассказывает директор школы И.ЕРОХИНА.
Очень часто молодые люди пытаются максимально оттянуть время, отведенное им для принятия первых взрослых решений относительно своей судьбы, иногда у них появляется желание совсем уйти от проблем современного мира, от необходимости определять свое место в социальной жизни взрослого сообщества, от сложностей в общении со сверстниками и родителями. Общеизвестно, что самым простым и легким способом ухода от сложностей жизни подчас становится употребление различных психоактивных вещества, начиная с легких спиртных напитков и сигарет и заканчивая употреблением тяжелых наркотиков.
В определенных жизненных ситуациях прямой запрет взрослого или серьезный разговор о том, насколько вредна на первый взгляд вполне безобидная привычка, не всегда отвращает молодого человека от рокового шага. Гораздо чаще для того, чтобы молодой человек начал вести правильную, нравственно, психологически и физически здоровую жизнь, необходимо создать вокруг него определенную среду, в которой он будет иметь возможность заложить хороший фундамент своей будущей взрослой социальной и личной жизни.
Созданию такой эффективной воспитательной и образовательной среды, в которой представители подростков и молодежи не чувствовали бы потребности в употреблении ПАВ, способствует созданная нами модель вторичной профилактики. Школьная служба создает программы, участвуя в которых молодой человек получает возможность развиваться как здоровая, самостоятельная, независимая личность.
Исходя из проведенных исследований, служба профилактики злоупотребления ПАВ нашей школы создает комплексные программы, в которые включена работа с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями, представителями школьного ученического актива. Эти программы помогают формированию активной социальной позиции старшеклассников, построению жизненной и профессиональной перспективы, формированию и развитию эмоциональной стабильности и гибкости педагогов. В службе существуют авторские программы, направленные на формирование нравственных качеств личности на уровне ценностей и на уровне технологии применения добрых дел; программы, ставящие своей целью развитие гибкости и адаптивности поведения, формирование многообразного ролевого поведения, развитие коммуникативных навыков.
Программа формирования активной социальной позиции старшеклассников направлена на формирование конструктивной структуры детского коллектива, при котором во главу угла ставится не формирование лидерской позиции ребенка, а эффективная деятельность коллектива. Не секрет, что в коллективах старшеклассников есть много ребят с лидерскими позициями, которые хотят быть лучшими, первыми, из-за этого атмосфера в коллективе начинает ухудшаться, у молодых людей возникают бесконечные конфликтные ситуации, соперничество друг с другом, что превращается в сильный фактор развития зависимости.
Программа, посвященная построению жизненной и профессиональной перспективы, рассчитана на формирование у каждого ребенка ценностного и технологического компонента выбора профессии. Часто подростки, оканчивая школу, попадают в зону внутренней неопределенности, не знают, куда пойти дальше учиться, где можно себя реализовать, и поэтому тоже становятся подвержены зависимостям, помогающим им уйти от сложной жизненной ситуации. После прохождения занятий по этой программе молодые люди могут определиться с собственным выбором, соответственно это резко повышает чувство уверенности в себе и снижает риск злоупотребления ПАВ.
Программа «Психологическая помощь по поддержанию и улучшению эмоционального и физического самочувствия, способствующая профилактике синдрома «эмоционального сгорания» у педагогов» направлена на то, чтобы взрослые, работающие с детьми, особенно с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, чувствовали себя комфортно, могли снять негативные переживания и трансформировать их в положительные эмоциональные состояния, научиться техникам самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний для предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний.
В рамках программы «Формирование нравственных качеств личности на уровне ценностей и на уровне технологии применения добрых дел («Школа Доброты»)» происходит познание молодым человеком конкретных технологий совершения добрых дел. В рамках этой программы подростки совместно с психологами помогают на дому пожилым людям, обучаются взаимодействию с более уязвимыми, чем они сами, людьми, ездят в Загорск в детский дом для слепоглухих детей. Не все дети включены в работу этой программы, но на этом этапе важно не количество, а качество психологического воздействия, так как в результате образуется так называемая волна и в течение некоторого времени все новые и новые подростки присоединяются к работе с психологом.
Комментарии