В 2019 году я была назначена классным руководителем, стала наставником для пятиклассников. И с первых дней работы в этой должности я обратила внимание, что в моем классе собраны абсолютно разные дети.
Часть моих учеников – спортсмены, учащиеся музыкальной или художественной школ. Эти ребята постоянно задействованы во внеурочной деятельности, многих общешкольных и иных мероприятиях. При этом с учебой у них, как правило, не бывает трудностей: все домашние задания выполнены, успеваемость на должном уровне. У других же, наоборот, даже текущие учебные обязанности «западают»: ученики не успевают прочитать произведение в срок, вовремя закончить проект, отказываются участвовать в конкурсах. Им постоянно не хватает времени.
У меня как у классного руководителя возник правомерный вопрос: как второй группе детей помочь стать более продуктивными и работоспособными? Мне пришла в голову идея научить ребят грамотно планировать свое время, поэтому мы провели целый цикл классных часов по данной теме, рассмотрели разные стратегии тайм-менеджмента и остановились на двух, которые, как показалось, являются наиболее эффективными. Эти стратегии мы скомпилировали и плотно внедрили в схему классного самоуправления. Таким образом, наша система построена на двух известных техниках тайм-менеджмента, их сочетание мы назвали «Сканируй и планируй!».
Первая из этих стратегий, которую мы взяли за основу, – система Брайана Трейси. Она очень хорошо запомнилась ребятам, поскольку классифицирует все текущие дела и события по ассоциации с животными. Для детского восприятия это вполне ощутимая помощь, так как зачастую ученики не могут оценить предстоящую задачу по размеру, а ассоциация с животными значительно упрощает процесс. Итак, пользуясь данной стратегией, если нам предстоит какая-либо совместная деятельность, мы сначала «сканируем» задачу и определяем: это дело-«лягушка» или дело-«слон».
«Лягушками» в тайм-менеджменте называют мелкие и неприятные дела. Так вот, «лягушек» мы «едим» по утрам, чтобы эти задачи не висели на нас грузом целый день. Все дела, с которыми можно справиться в один шаг, должны быть выполнены максимально быстро.
Со «слоном» так оперативно справиться невозможно. Это масштабное предприятие, к которому не знаешь, как и подойти, с чего начать. Поэтому мы с ребятами делим «слонов» на несколько «бифштексов», то есть этапов решения большой задачи. Каждую маленькую задачу можно разрешить за один раз.
После того как «просканировали» все дела по размеру, важно определить последовательность, с которой будем приступать к предстоящим задачам.
В этих целях мы осуществляем этап «планируй» с помощью матрицы Эйзенхауэра, а именно метода тайм-менеджмента, позволяющего грамотно расставить приоритеты: делать важное и не тратить время на ненужное.
Идея распределять дела по такой методике появилась у 34‑го президента США Дуайта Эйзенхауэра. Эта система помогает вычленить из всего потока дел самые важные и срочные, распределить остальные задачи по параметрам скорости их реализации и ценности для человека. Основной посыл – правильно выбранные приоритеты. По каждой задаче мы отвечаем «да» или «нет» на два вопроса: «Это срочно?» и «Это важно?».
Так, первый квадрат вмещает в себя задачи срочные и важные. Мы располагаем все дела, которые не терпят отлагательства, например исправление текущих оценок, организация дежурства по школе. Здесь находится все, что требует быстрого ответного действия. Обычно у таких задач есть осязаемые последствия, если не выполнить их вовремя.
Справившись со всеми срочными и важными делами, мы переходим ко второму квадрату – «не срочно, но важно». Разрешение задач, сгруппированных в данный квадрат, поможет нам двигаться вперед и обеспечит личностный рост. Сюда обычно входят такие задачи, как участие в проектах и конкурсах, написание исследовательских работ, организация выездов в другие города с классом.
Наша задача – организовать классное самоуправление так, чтобы максимальное количество времени и усилий выпало именно на второй квадрат. Очень важно планировать деятельность классного коллектива таким образом, чтобы дела из квадрата не попадали в раздел «срочно и важно», а выполнялись последовательно и качественно. Соответственно, приступать к их решению нужно заблаговременно.
Рассмотрим подробнее третий квадрат. Сюда попадают, например, такие задачи, как проверка электронной почты и мессенджеров, регистрация на различных платформах и все бытовые дела – дежурство в классном кабинете, полив цветов и прочее. Это рутинные задачи, зачастую они не требуют участия всех учеников класса, поэтому их мы делегируем одному или нескольким ребятам.
Последний элемент матрицы Эйзенхауэра – четвертый квадрат. Сюда входят просмотры сериалов, пролистывание ленты в соцсетях, сортировка писем вместо ответа на них. Это «убийцы времени»: за занятиями мы проводим часы, но не получаем от них практической пользы в долгосрочной перспективе. В системе классного самоуправления таких задач быть не может, поэтому квадрат выступает в качестве резервного окна для досуга. Здесь обычно располагаются варианты совместного отдыха (поход в кино, посещение квестов и т. д). Как только второй квадрат «не срочно, но важно» начинает пустовать, туда мы переносим дела из четвертого окошка.
А теперь хочу подвести итог, почему я считаю важным использовать данный прием в организации классного коллектива. Во-первых, у детей появляется возможность самостоятельно принимать решения, давать оценку классным делам по принципу важности. Во-вторых, система «Сканируй и планируй!» учит ребят решать задачи в поставленные сроки, не отвлекаться на несущественные дела. В-третьих, наглядность данной таблицы не позволяет выпустить задачу из фокуса внимания класса и классного руководителя. И последний, четвертый, плюс, на мой взгляд, самый значимый. Это ощущение контроля над собственной жизнью, которое помогает ребятам чувствовать себя значимыми, а главное – снижает уровень стресса.
Анастасия ГОЛУБЕНКО, учитель английского языка Академического лицея, Петрозаводск
Справка
В марте в столице Карелии выбрали самого классного классного руководителя. Им стала учительница английского языка, классный руководитель 8‑го класса Академического лицея Петрозаводска Анастасия Голубенко.
«Хочу поблагодарить своих воспитанников – учеников 8‑го «Д» класса Академического лицея. Я открою секрет: уже четыре года благодаря моим учащимся хожу с ежедневником, на котором написано «Самый классный классный». Вместе с этим ежедневником они подарили мне установку победить в конкурсе. И старалась я в первую очередь для них», – поделилась учительница.
Также в конце апреля были подведены итоги конкурса «Учитель года Карелии»-2023.
Анастасия Голубенко стала лауреатом. Помимо грамот и цветов педагог получила сертификат на 50 тысяч рублей.
Комментарии