search
main
0

Скандальный предмет: валеология в школе

Cами валеологи утверждают, что термин возник в России, а придумал его в 1980 году Израиль Брехман.

По Брехману, валеология – наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека.

Здоровье школьников давно вызывает тревогу. Согласно исследованию, проведенному НИИ по валеологии Ростовского государственного педуниверситета, в детских дошкольных учреждениях требуют внимания врачей до 30% детей. В школах 60% шестиклассников нуждаются в стационарном лечении, так как они уже стали хрониками. В вузах эта цифра вырастает до 85%.

Как же в такой ситуации обойтись без валеологии? Ведь целью валеологического образования, согласно мнению зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педуниверситета Романа Айзмана, является “сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, которые необходимы для успешной самореализации личности и ее адаптации к различным меняющимся социальным и экологическим условиям”. В основе подготовки специалиста-валеолога должен лежать прочный фундамент: философия, медико-биологические и психолого-педагогические науки, физическая культура.

Что же получается? Оторвали у разных наук по кусочку и слепили новую? “Валеология, по крайней мере в том виде, в котором она существует сейчас, на мой взгляд, не может претендовать на статус самостоятельной науки, – считает доцент Смоленского государственного института искусств Елена Плотникова. – Скорее она представляет собой эклектическое соединение отдельных тем из различных областей знаний по биологии, физиологии и т.д.”.

“Элементарная методологическая истина заключается в том, что новая наука возникает тогда, когда возникает новая реальность, требующая осмысления, – говорит доктор философских наук Ирина Силуянова. – Какая новая реальность возникла в конце XX века в России? Здоровье? Проблема болезней человека? Она существовала и существует тысячи лет!”

Выходит, что никакой науки нет? Но мировоззрение, которое не является научным, религиозно. Третьего не дано. Какую же религию предлагает валеология? Ответ легко можно найти в учебниках, насквозь пронизанных оккультизмом.

“Почему многие валеологи ссылаются на учение Порфирия Иванова? – спрашивает диакон Андрей Кураев. – Обливаться холодной водой – хорошее дело. Но это делали и до него. А дело вот в чем. Ивановец не просто обливает себя водой, он призывает: о учитель, помоги мне! Под учителем подразумевается Порфирий Иванов, который является воплощением Бога на земле. Иисус – это так себе. Сын. А тут Бог-отец пришел”.

Впрочем, многие видят в валеологии не религиозную, а “половую” опасность и говорят о “руке” РАПС (Российская ассоциация планирования семьи) в этом предмете. Не секрет, что рапсовцы пытаются любым способом пробраться в школу.

Профессор Московской медицинской академии Александр Недоступ зачитал обращение возмущенных родителей: “Валеология является антихристианским оккультным религиозным учением, ведущим к нравственному растлению детей и подростков. За термином “Здоровый образ жизни” скрывается пропаганда половой распущенности, попрание культурных ценностей и разрушение психического здоровья молодого поколения”. Ну оправдайтесь же, господа валеологи!

Оправдываться стал профессор Липецкого государственного пединститута, директор межвузовского центра по проблемам валеологического образования Минобразования России Эдуард Вайнер:

“К сожалению, есть случаи, когда под эгидой валеологии в школах и вузах начинают реализовывать совершенно не относящиеся к ней идеи и установки. Руководители образовательных учреждений озабочены здоровьем детей. Но не всегда они могут найти квалифицированного специалиста и допускают к преподаванию валеологии лиц, которые не имеют специального образования. Но можем ли мы говорить о том, что эти примеры, хотя и не единичные, являются основанием для того, чтобы полностью дискредитировать идеи валеологического образования?”

Тут уже и хочется воскликнуть вслед за директором 35-й гимназии г.Тольятти Людмилой Сураевой: “Господа ученые, разберитесь в своих терминах и дайте нам наконец работать!”

Подводя итоги “круглого стола”, зам. министра образования Елена Чепурных постаралась примирить стороны: “Как ни странно, и противники, и сторонники валеологии во многом сходятся. Я думаю, ни у кого не возникает сомнений, что, во-первых, необходимо провести тщательную экспертизу всех учебников по валеологии.

Во-вторых, принципиально важно, чтобы этими вопросами не занимались люди с улицы. В-третьих, нужно заново пролицензировать факультеты, ведущие подготовку специалистов-валеологов. И наконец, необходим жесткий контроль за тем, что преподается в школах”.

Министерство решило привлечь к этому процессу православную церковь, предложив ее представителям войти в состав научно-методического совета по валеологии. Священнослужители ответа пока не дали…

Наталья БУНЯКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте