После дождя,
Щедрого и звонкого,
Приходят чудеса…
Из песни группы «Цветы» «После дождя» (муз. Оскар Фельцман, сл. Михаил Рябинин)
2022 социологический год в МГО профсоюза был ознаменован темами, связанными с имиджем профсоюза, условиями труда, профессиональным развитием и наставничеством. В отличие от 2020 и 2021 годов тема последствий пандемии коронавируса отошла на второй план. Большинство ограничений были отменены, но наследие непродолжительной эпохи COVID-19 чувствуется по сей день. Вместе с тем в сфере образования на смену кризису пришел настоящий ренессанс. Педагоги, закаленные самоизоляцией и дистантом, в традиционных условиях труда стали активнее по многим направлениям деятельности, формируя запрос на саморазвитие и развитие системы образования в целом.
Социологический опрос «Ваш взгляд на профсоюз»
МГО профсоюза уже обращалась к данной теме, но время не стоит на месте, и для эффективной деятельности на всех уровнях организации необходимо понимать, в чем мы по-прежнему сильны, в каких направлениях мы могли бы усилить и усовершенствовать свою работу. Цель и миссия нашей организации остаются неизменными, но всем сложным системам необходим своевременный апгрейд.
Отсутствие времени у педагогов является главным препятствием для участия в профсоюзной работе. Так ответили 64,3% респондентов. Эта причина объективна. Загруженность педагогов высока. Причины нехватки времени не только в объеме работы в школе и вне ее стен. Нехватка времени конкретно на участие в профсоюзной жизни связана, безусловно, с приоритетами педагогов.
Причины, почему профсоюзная работа не возглавляет список приоритетов педагогов, в следующем: непонимание смысла участия в профсоюзной работе. Так ответили более 40% респондентов.
При определении приоритетных направлений расходования профсоюзных средств респонденты на первое место с результатом в 68,3% ответов поставили материальную помощь. Четверть опрошенных заявляют о своем запросе на профессиональное развитие. Чуть меньшее количество респондентов традиционно ждут от профсоюзной организации подарков для своих детей к праздникам. Самым непопулярным ответом, сравнимым по объемам со статистической погрешностью, на предложение определить, какие направления расходования профсоюзных средств должны быть приоритетными в первичной профсоюзной организации, стала статья «Информационная работа». С данным обстоятельством связана главная на сегодняшний день проблема непопулярности профсоюзного движения среди педагогического сообщества.
Несмотря на недостаточные усилия по освещению работы профсоюза, педагоги не утратили доверие к профсоюзной деятельности. Суммарно 71% опрошенных в большей или меньшей степени уверены в том, что первичная профсоюзная организация эффективно распоряжается имеющимися ресурсами. Практически столько же респондентов отмечают максимальный уровень усилий, предпринимаемых профсоюзной организацией в рамках своих компетенций.
Социологический опрос «Профсоюз как бренд»
Целью проведения опроса «Профсоюз как бренд» было определить, насколько силен бренд МГО профсоюза среди ее членов.
Список ассоциаций, возникающих от слова «профсоюз», в первую очередь характеризует профсоюзное движение как опору для работника. 17,1% опрошенных ассоциируют профсоюз с помощью и поддержкой, 16,1% – с защитой, 10,9% – с содружеством, союзом, братством.
42,3% респондентов сказали, что профсоюз работает, но назвать его брендом нельзя. 18,4% считают профсоюз формально существующей организацией. 13,3% согласны с тем, что профсоюз является брендом, но с оговоркой – «не сильно популярный».
Далее участникам опроса было предложено поразмышлять о том, какие составляющие есть у бренда. О конкретных делах организации – мероприятиях – вспомнили 65,6% опрошенных. По мнению 55,2%, обязательными атрибутами бренда являются миссия и ценности.
На вопрос «Чего не хватает МГО Общероссийского профсоюза образования, чтобы ее бренд был узнаваемым?» заметная доля респондентов (10,2%) ответили, что «всего хватает». Нехватка рекламы (9,3%) и информации (4,4%) вкупе дают самый большой результат в 13,7%. Также опрошенные педагоги упомянули мерч и активность (по 4,5% у каждой позиции).
Результаты опроса показали, что такие ценности, как помощь, поддержка, защита, содружество, вспоминаются педагогами в первую очередь, когда заходит речь о профсоюзе. По мнению большинства опрошенных, настоящим брендом профсоюз назвать нельзя по ряду причин, объединенных в три основных блока:
– недостаточная информация о деятельности профсоюза;
– недостаточная активность профсоюза;
– недостаточный объем наглядной агитации и мерч-продукции.
Когда педагогов просят вспомнить о профсоюзных лидерах разного уровня, упоминания о лидерах на местах кратно превышают упоминания об их вышестоящих коллегах в городском комитете и Центральном совете профсоюза. Непосредственная каждодневная работа с членами профсоюза позволяет оставаться узнаваемыми.
Социологический опрос «Наставничество в моей образовательной организации»
Традиционно в московских школах большое внимание уделялось наставничеству для начинающих специалистов. Также стоит отметить, что в разное время административные структуры и вспомогательные организации окружного уровня вели работу по развитию наставничества. Например, в начале 2010‑х годов в Западном округе непродолжительный отрезок времени успешно работал Центр наставничества в структуре окружного методического центра. Штат методистов-наставников из числа заслуженных работников образования, включая бывших директоров школ, достигал 30 человек, что позволяло разделить округ на определенные зоны ответственности каждого методиста-наставника. При таком подходе каждый работник Центра наставничества вел учет молодых педагогов на вверенной ему территории и реализовывал обучающие программы. Неформальное наставничество в школах и колледжах было всегда и остается по сей день. По просьбе администрации или личной инициативе опытные педагоги берут шефство над молодыми коллегами и ситуативно делятся накопленным опытом. Данный подход не является системным, его эффективность вызывает сомнение. Исследования, проводимые Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования (МГО профсоюза), показали, что в последнее время в ряде образовательных организаций не реализуется система наставничества, а в части организаций институты наставничества были утрачены. Проводя опрос «Наставничество в моей образовательной организации», авторы преследовали несколько задач:
– определить общее состояние системы наставничества в образовательных организациях;
– определить отношение молодых и опытных педагогов к наставничеству как институту;
– определить условия для развития системы наставничества в образовательных организациях.
Абсолютное большинство респондентов – 96,6% – отметили нужность и важность развития института наставничества, при этом 45,6% подтвердили наличие наставничества в образовательных организациях, в которых они осуществляют трудовую деятельность. 66% респондентов из числа участников опроса заявили о себе как о наставниках молодых педагогов, которые осуществляют наставничество в своей профессиональной деятельности. Однако при этом респондентами отмечено, что в более чем 50% образовательных организаций наставничество не реализуется или педагоги не знают о его существовании.
На вопрос «Как вы считаете, какую ценность может получить наставник при работе с начинающими специалистами?» ответы респондентов указали на три основные ценности:
– 60% – возможность транслировать свой опыт;
– 37% – возможность дополнить основную профессиональную деятельность другими формами взаимодействия с коллегами;
– 23% – материальное вознаграждение.
На вопрос «Как вы считаете, какую ценность может получить молодой (начинающий) специалист от наставника?» респонденты ответили следующим образом:
– 61% – добрые советы для успешной адаптации в образовательной организации;
– 24% – помощь в определении своего места в образовательной организации;
– 21% – возможность реализовать свою идею.
Самыми популярными ответами на вопрос «Каковы условия для эффективного наставничества?» являются:
– 55% – доброжелательность в работе;
– 36% – системная работа и регулярность встреч наставляемого с наставником;
– 22% – активность наставляемого;
– 22% – мотивация администрацией.
По итогам обсуждения ситуации с наставничеством внутри профессионального сообщества в формате Педагогического клуба 3.0 были внесены следующие предложения:
- Организовать и провести конкурс наставников и систем наставничества молодых педагогов с целью изучения лучших практик наставничества на уровне города.
- Разработать концепцию наставничества молодых педагогов Москвы на базе МГО профсоюза, включающую в себя создание школы для наставников, в том числе для изучения P2P-коучинга, менторинга и тьюторства и проведения событийных мероприятий для наставников и наставляемых.
Социологический опрос «Нагрузка или перегруз?»
В апреле 2022 года МГО профсоюза провела социологический опрос с тематическим названием «Нагрузка или перегруз?». Похожий по тематике опрос с названием «Работа не волк?.. Как педагоги оценивают свою загруженность» был проведен в 2019 году. Целью проведения исследования 2022 года было выявить, как изменилось мнение респондентов за три года, учитывая события, связанные с пандемией коронавируса.
На вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что трудозатраты (функциональные обязанности) педагогических работников увеличиваются год от года?» суммарно 93,9% опрошенных респондентов ответили утвердительно, из которых 76,8% указали на очевидность этого факта.
Современное общество окончательно и бесповоротно вошло в эпоху цифровизации. Именно работа с документами в электронном виде (с электронным журналом, МЭШ, отчетами) стоит на первой строчке рейтинга функций педагога, требующих наибольших трудозатрат. Так ответили 68,3% респондентов в 2022 году. Тремя годами ранее результат был заметно ниже с показателем в 57,5%. Заметного повышения сопутствующей непедагогической нагрузки (дежурства, посещения детей на дому, совещания в школе и вне школы) с 2019 года практически не произошло, что в 2022 году отметили 47,9% опрошенных.
Бумажные отчеты и планы, несмотря на цифровизацию, пока крепко держат позиции в наборе функций педагога и даже прибавили, что в 2022 году отмечают 38,7% респондентов против 30,6% в 2019 году.
Внеклассная и внеурочная работа, работа с родителями, подготовка к урокам, проверка тетрадей, работа в кабинете занимают скромные места в рейтинге ответов на вопрос «Что больше всего (по объему затрачиваемого времени) меняется в нагрузке педагога?» и в 2019, и в 2022 годах. Эти функции не несут в себе бюрократическую составляющую в отличие от составления разнообразных отчетов и напрямую направлены на повышение качества образования, что весьма тревожно. Форма медленно, но верно одерживает победу над содержанием.
Рейтинг ответов на вопрос «Если принять ваши общие трудозатраты в неделю за 100%, сколько процентов достанется каждому виду деятельности?» в 2022 году претерпел значительные изменения по сравнению с результатами 2019 года. Учебная нагрузка по-прежнему занимает ведущее место в распределении рабочего времени педагога. Работа с документами в электронном виде поднялась с третьего на второе место, что подтверждает вышеуказанный тезис о неизменном развитии цифровизации. Педагоги стали меньше времени уделять подготовке к урокам и проверке тетрадей.
В сравнении ответов 2019 и 2022 годов на вопрос «Сколько часов в неделю вы тратите в целом на работу?» заметных расхождений нет. Стоит отметить, что количество респондентов, тратящих свыше 60 часов, выросло за три года с 14,8 до 20,4%. В среднем на работу у опрошенных педагогов уходит почти 55 часов в неделю, что больше на три с половиной часа в сравнении с результатами 2019 года.
В 2019 году, до активной фазы пандемии коронавируса, МГО профсоюза спрашивала педагогов об их внутренних ощущениях, связанных с эмоциональной усталостью. И в 2019 и 2022 годах среди ответивших были совершенно спокойные и счастливые люди, были коллеги на грани нервного срыва. Стоит отметить, что в 2019 году самым распространенным баллом, которым педагоги оценили свою эмоциональную усталость, был балл «10». В 2022 году практически тот же процент респондентов указал на цифру «8» как на самый распространенный балл по шкале эмоциональной усталости. Но средний балл эмоциональной усталости вырос с 7 до 8,3 в 2022 году.
В условиях дистанционной (удаленной) работы объем трудозатрат увеличился. Так считают 62,4% опрошенных. Следует понимать, что работа с документами в электронном виде не панацея от перегруженности педагогов. Работа мышкой и клавиатурой порой занимает не меньше времени, чем работа ручкой. Интенсификация труда педагога незначительно, но продолжает расти. Повышается объем временных трудозатрат за счет функций не первой необходимости в учебном процессе. Символическая стопка бумаг растет на столе педагога. Увеличение бюрократической нагрузки на педагогов ведет к снижению качества образования, которому, оказывается, тоже следует уделять время.
Социологический опрос «Условия труда»
Условия труда педагогов традиционно находятся в поле зрения профсоюза на одной из самых приоритетных позиций. Цепочка факторов, обстоятельств и упомянутых условий, в которые помещен субъект – педагог, в конечном итоге определяет основной результат его деятельности – достижение необходимого уровня качества образования. В 2022 году МГО профсоюза спросила педагогов об основных группах условий, в которых опрошенные коллеги работают ежедневно. Из так называемых благ педагоги назвали:
– наличие постоянного кабинета (82,9%);
– регулярную уборку кабинета (74,4%);
– оперативную поддержку IT-специалиста и хозяйственных служб (58,5%).
77,6% опрошенных работают в течение недели в одном подразделении, 14,9% респондентов приходится в течение недели перемещаться из здания в здание, 7,5% педагогов посещают еженедельно три и более адресов структурных подразделений.
В результате проведения данного опроса удалось определить три наиболее часто встречающихся вида оповещения и коммуникации с помощью мессенджеров:
– общий чат, в котором ответственные и инициативные лица помещают информацию вперемешку в любое время дня и ночи, а коллеги ведут обсуждение;
– несколько чатов и (или) каналов: отдельно для официальной информации, отдельно для неформального общения и обсуждения;
– система индивидуального информирования педагогов в мессенджерах или по электронной почте.
Наиболее распространенным из перечисленных видом коммуникации (63,4% опрошенных) является организация оповещения по ключевым вопросам в так называемом официальном чате с последующим обсуждением этих вопросов в чате неформальном. Как правило, бурное обсуждение в таких чатах не допускается, но вполне приветствуются лаконичные и конструктивные уточняющие вопросы. Также вместо чата может использоваться канал, где комментирование не предусмотрено. В неофициальном чате в большинстве случаев представители администрации не присутствуют.
59,2% респондентов указали, что в их образовательных организациях существует система индивидуального информирования педагогов в мессенджерах или по электронной почте. Существование такой системы, как показали результаты опроса, не исключает наличие вышеописанного варианта коммуникации.
О наличии общего чата, в котором ответственные и инициативные лица помещают информацию вперемешку в любое время дня и ночи, а коллеги ведут обсуждение, высказались 50,6%. Чтобы в подобном чате прочитать необходимую информацию, педагогам нужно постоянно за ним следить, что невозможно во время учебного процесса.
Обеспечение комфортных условий труда позволяет избежать или хотя бы отложить на более поздний срок эмоциональное выгорание работника. Выход из пресловутой зоны комфорта служит подспорьем для развития в бизнесе, по определению несущем в себе элементы неопределенности. Труд педагога, напротив, носит цикличный характер. Дети приходят и вырастают на глазах педагога, чтобы уступить место новому поколению детей. Разумеется, педагог обязан развиваться. Так гласят и закон, и педагогическая совесть. Но внутреннее ощущение «оседлости», стабильности и уверенности в завтрашнем дне совершенно не мешает педагогу работать вдохновенно и привносить в свою деятельность новые интересные приемы.
Микроклиматом в коллективе авторы данного исследования определили совокупность элементов комфорта, традиций, условий работы и досуга и других факторов, сопровождающих педагогов в рабочее и нерабочее время. Профсоюзная организация занимает лидирующие позиции в деле организации форм данного микроклимата в коллективе. Так ответили 50,2% респондентов.
Удовольствие от общения с коллегами в рабочее и нерабочее время отмечают 48,1% опрошенных. Материальное поощрение как фактор, образующий благоприятный микроклимат в коллективе, упомянули 41,5% респондентов.
Также стоит отметить, что об усилиях администрации и инициативных педагогов по формированию благоприятного микроклимата респонденты высказались практически поровну (32,2% и 30,7% соответственно).
В целом, по результатам опроса, условиями труда в своей образовательной организации удовлетворены 61,7% респондентов. 13,1% условиями работы не удовлетворены. За необходимость создания городской службы психологической помощи проголосовали 54,5% педагогов.
Социологический опрос «Какие профессиональные навыки вы хотели бы развить?»
Во втором полугодии 2022 года МГО профсоюза провела блицопрос с целью узнать, какие профессиональные навыки хотели бы развивать педагоги. Авторы данного опроса в том числе сделали попытку определить целеполагание при выборе педагогами тех или иных направлений для собственного развития.
Рейтинг ответов возглавила позиция «Выстраивание эффективной коммуникации с родителями обучающихся» с результатом в 49,6% опрошенных.
Третий год подряд с момента объявления пандемии коронавируса в 2020 году использование цифровых технологий в профессиональной деятельности занимает лидирующие позиции в спектре компетенций, интересных педагогам для изучения. В данном опросе тема развития IT-навыков собрала 40,8% голосов.
На третьем месте в рейтинге ответов – навыки работы с одаренными детьми (40,1% опрошенных). Работа с детьми, показывающими лучшие результаты по отдельным направлениям, чем их сверстники, – сложный педагогический процесс. Заботясь о цветке, нельзя забывать о листьях. Обучение и воспитание так называемых нормотипичных детей – основная задача педагога. Соответственно, развитие навыков работы с одаренными детьми не в последнюю очередь нацелено на то, чтобы успевать уделять внимание всем воспитанникам независимо от уровня их способностей.
Успех педагога заключается не только в результатах обучения, но и в умении использовать азарт и любознательность детей для их разностороннего развития. Ремесло педагога как наиболее экзистенциональное из всех ремесел подразумевает абсолютную личную ответственность за принятие решений. От мастерства педагога и его воли зависит, кем дети вырастут, кем станут. Соответственно, уровень владения педагогическими компетенциями и их разнообразие в послужном списке педагога есть основное условие удержания высокого уровня качества образования. На степень приоритетности овладевания данными компетенциями наглядно указали результаты этого опроса, что позволило МГО профсоюза более целенаправленно создавать образовательные программы для педагогов.
Пандемия изменила многие подходы в реализации обучения и воспитания, в рабочем процессе педагога. Вместе с тем последствия ограничений 2020-2021 годов создали мощный импульс к развитию во всех сферах деятельности человечества. Образование не стало исключением. Оказалось, что компьютерные технологии, если их освоить на должном уровне, не отнимают время, но позволяют его сэкономить. В то же время выяснилось, что сильный перекос в сторону дистанционного обучения лишает педагогов и детей преимуществ живого общения. В течение 2020 и 2021 годов педагоги, администрация школ и колледжей, профсоюз, родители обучающихся искали разумный баланс виртуального и реального в образовательном процессе. В 2022 году можно было констатировать, что ситуация стабилизировалась, хрупкий баланс был найден, появились силы и возможности развиваться.
Бренд профсоюза, по мнению респондентов, нуждается во всестороннем развитии, не в последнюю очередь в развитии информационных инструментов. Условия труда, по мнению опрошенных педагогов, также нуждаются в развитии, и ответственность эта лежит на обеих сторонах социального партнерства. Развивать компетенции – профессиональные и личные – можно бесконечно долго при наличии сил и времени, но результат не заставит себя ждать. В 2022 году МГО профсоюза удалось построить актуальный рейтинг запросов педагогов на саморазвитие. Развитие системы наставничества, по мнению респондентов, является наиважнейшим условием повышения уровня качества образования.
Как случалось неоднократно в истории, череда потрясений приносит долгожданный выход из кризиса, уступая место для развития. Именно развитие, всестороннее и всеобъемлющее, ознаменовало год 2022‑й, исходя из результатов социологических исследований МГО профсоюза. И можно смело констатировать, что именно развитие будет определять рабочий процесс и уклад жизни педагогов на ближайшие годы.
Федор ЧЕРНЯКОВ, главный специалист аппарата МГО профсоюза
Комментарии